КИРИАК ОТШЕЛЬНИК - Страница 4

Память Кириака Отшельника отмечается в Типиконе Великой церкви IX–XI вв. 29 сентября без богослужебного последования. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., содержащему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Кириака Отшельника празднуется 29 сентября, совершается рядовая служба, подробных указаний о составе богослужебного последования нет. В рукописных славянских Минеях студийской традиции (например, Исторического музея, XII в.) служба Кириаку Отшельнику 29 сентября включает минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир-подобнов, два седальна. Точно такое же последование Кириака Отшельника зафиксировано 29 сентября в Евергетидском Типиконе второй половины XI в., который является малоазийской редакцией Студийского устава. В Мессинском Типиконе 1131 г., отражающем южно-итальянскую редакцию Студийского устава, указан отпустительный тропарь Кириаку Отшельнику первого гласа. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава, сохранившейся в рукописи XII–XIII вв., память Кириака Отшельника помещена под 29 сентября, при этом указан только отпустительный тропарь (тот же, что и в Мессинском Типиконе). Согласно первопечатному греческому Типикону 1545 г., 29 сентября соединяются последования Кириака Отшельника и Октоиха по типу шестеричной службы; внесены дополнительные песнопения Кириаку Отшельнику: стихира-славник на «Господи, воззвах» и кондак. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 29 сентября отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); указаны два кондака: восьмого гласа (после третьей песни канона) и второго гласа (после шестой) с икосом, стихиры-славники на стиховне вечерни и утрени; на литургии назначается прокимен Пс. 115:6, Апостол Гал. 5:22–6:2, аллилуиарий Пс. 111:1, Евангелие Лк. 6:17–23а, причастен Пс. 111:6–7. Такие указания в день памяти Кириака Отшельника – 29 сентября сохранились в русских богослужебных книгах до настоящего времени. Содержащееся в современных греческих и русских богослужебных книгах последование Кириаку Отшельнику включает: отпустительный тропарь первого гласа, кондак плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, кондак второго гласа (только в славянской Минее), канон, составленный гимнографом Стефаном, с акростихом, плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос; цикл стихир-подобнов, два самогласна (в славянской Минее – три); седален и светилен (разные в греческой и славянской Минее). По рукописям исследователям известны дополнительные кондаки Кириаку Отшельнику: второго гласа, четвёртого гласа («Воздержания упражнение...»). Иконография Кириака Отшельника оставалась практически неизменной в византийском и древнерусском искусстве. Он изображается как преподобный в монашеской мантии, куколе, аналаве, в руках крест или свиток; возрастная характеристика сохраняется – седовласый и седобородый старец, меняется только форма бороды (широкая окладистая или длинная клиновидная). В греческих иллюстрированных минологиях X–XIV вв. (976–1025 гг., конец XI в., XI в., 1327–1340 гг.) Кириак Отшельник представлен в рост, старцем с седой бородой (круглой, окладистой, разделённой на пряди – в ватиканской рукописи, длинной и узкой – в рукописях из библиотеки св. Марка и Бодлеянской библиотеки), в монашеских одеждах, в молении (с поднятыми и широко разведёнными руками, с раскрытыми ладонями на уровне груди), в руке держит крест.

 



 
PR-CY.ru