КАСТОРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ - Страница 55

В южном притворе представлен архангел Михаил перед Христом, в северном была открыта фрагментарно сохранившаяся композиция с портретом ктиторов, видимо, пожертвовавших средства на украшение экзонартекса и галерей. Уцелела правая часть сцены: знатная дама обращается в молитве к образу Спасителя в сегменте неба. Слева, по мнению исследователей, было парное мужское изображение. Исследователи отмечают, что по стилю живописи фрески экзонартекса и галерей близки к росписям парекклисионов церкви Пресвятой Богородицы Перивлепты в Охриде (1364–1365 гг.), а также к фрескам на южной стене Святой Софии Охридской (1370 г.). Изображения мучениц Митродоры и Нимфодоры, мучеников Сергия и Вакха и нескольких преподобных по стилю сходны с другими памятникам монументальной живописи Кастории второй половины XIV в., таким как росписи церквей св. Таксиархов у Митрополии (1359/1360 г.), великомученика Георгия Победоносца «ту Вуну», святителя Николая Чудотворца «ту Дзодза» (обе около 1385 г.). Эти фрески исследователи относят к тому же периоду и к тому же варианту антиклассического экспрессивного направления, распространённого в живописи последней трети XIV в. на территории Охридской архиепископии. В это время процветания и художественной активности в Кастории были построены, перестроены и украшены около десятка церквей. Статуя великомученика Георгия, выполненная в очень высоком рельефе, особо почитается в посвящённой ему церкви в Оморфоклисье. Доска с огромной выпуклой фигурой (2,86х0,68 м) из целого ствола дерева стоит в нише у южной стены. Святой изображён юношей с кудрявыми волосами в лавровом венце. Он одёт в хитон до колен, ниспадающий прямыми складками, поверх него – доспех с «кожаным» поясом, узел которого весьма искусно вырезан. На плечи наброшен плащ, скреплённый на правом плече застёжкой. Ступни и кисти рук статуи не сохранились. Правая рука согнута в локте (исследователи полагают, что в ней было копьё), левая опиралась на щит. Местами видны следы яркой раскраски. Изображение, напоминающее круглую скульптуру, создано, несомненно, под влиянием западного искусства, проникавшего в этот регион с побережья Адриатического моря и через Эпир. Существует местное предание, согласно которому статую великомученика Георгия привезли две монахини с Запада. Создание статуи Г. Сотириу относил ко времени построения церкви, Муцопулос, Цигаридас и др. – к концу XIII в., Стикас – к XV–XVI вв. (в связи с явным западным влиянием). Наиболее правдоподобной исследователям представляется датировка концом XIII в. По мнению исследователей, к тому же времени относится другой большой рельефный образ – великомученика Димитрия Солунского (1,87х0,76 м) из этой же церкви. Фигура великомученика Димитрия вырезана в невысоком рельефе с плоской поверхностью. В поднятой правой руке он держит копьё, в левой – меч, за его спиной – щит. Исследователям известны ещё два подобных рельефных изображения св. воинов из находящихся неподалёку от Кастории деревень. Одно до Второй мировой войны почиталось в церкви великомученика Георгия в деревне Несторио, другое хранится в церкви великомученика Димитрия в деревне Лакомата. В церкви великомученика Георгия в Оморфоклисье находится несколько древних икон.

 



 
PR-CY.ru