КАСТОРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ - Страница 51

Над входом в тимпане – изображение апостола Иоанна Богослова. Из ктиторской надписи на западной стене над дверью внутри парекклисиона исследователям известно, что он был построен на средства некоего Феодора и его супруги в 1552 г. и расписан художником Евстафием Иакову, протонотарием Арты. Этот мастер в 1536/1537 г. расписал кафоликон монастыря Успения Пресвятой Богородицы (Моливдоскепасту) в Эпире. Росписи парекклисиона занимают всю поверхность стен и его западный фасад. Рядом с упомянутым выше изображением апостола Иоанна Богослова на западном фасаде в тимпане над дверью расположены композиции «Вознесение апостола Иоанна», «Три отрока в пещи огненной» и фигуры святых. Внутри парекклисиона росписи поделены на регистры, нижние из которых плохо сохранились. В алтарной апсиде изображены Богоматерь «Знамение», ниже – погрудные образы святителей в медальонах (в том числе святитель Григорий Палама) и сцена «Служба св. отцов», в нише жертвенника – «Христос во гробе». В верхней части восточной стены, слева от апсиды, помещено «Вознесение Господне», справа – «Благовещение Пресвятой Богородицы», с которого начинается цикл праздников, расположенный по кругу в верхнем регистре и завершающийся в восточной части северной стены «Явлением ангела жёнам-мироносицам». На западной стене в середине верхнего регистра традиционно находится большая композиция «Успение Пресвятой Богородицы» между «Входом Господним в Иерусалим» и «Преображением Господнем». Средний регистр занимают сцены чудес и исцелений, нижний – фигуры святых. В верхней части северной и западной стен есть дополнительный регистр с поясными изображениями пророков и праотцев. Сцены скомпонованы плотно и заполнены многочисленными персонажами, деталями развитого пейзажного и архитектурного фона. Повествовательное начало преобладает над индивидуальной выразительностью образов. Для стиля мастера Евстафия характерны сухие и лёгкие фигуры, энергичные движения которых подчёркнуты обильными дробными складками, пёстрые разнообразные краски, детальная разделка лиц с мелкими, невыразительными чертами, сложный рисунок тщательно проработанных стилизованных форм. В целом его манера, по мнению исследователей, эклектична и искусственна. Развалины церкви пророка Захарии раскопаны на берегу озера Кастория, недалеко от монастыря Мавриотисса. Это был небольшой однонефный храм с полукруглой апсидой, с нартексом и входом с западной стороны. Он был построен в традиционной технике смешанной кладки из камней и кирпичей. В апсиде, на южной и западной стене сохранились остатки нижней части росписи – декоративные мотивы, в том числе имитирующие мраморную облицовку. В алтарной части были найдены куски штукатурки предположительно XIII в. с небольшими фрагментами фигур и лиц. Церковь великомученика Георгия Победоносца в деревне Оморфоклисья (до 1926 г. – Галиста) находится в 21 км к юго-западу от Кастории. Первое упоминание Оморфоклисьи, получившей название в честь величественного храма (красивая церковь), встречается под 1684 г. в кодексе Касторийской митрополии, где эта деревня названа ставропигиальной. Вместе с деревнями Долиани (Зевгостаси) и Цука (Архангелос) она была передана Охридской архиепископией монастырю Мавриотисса. Из этого следует, что храм великомученика Георгия был кафоликоном ставропигиального монастыря.

 



 
PR-CY.ru