КАСТОРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ - Страница 54

Под образом Святой Троицы в тимпане помещено «Сошествие Святого Духа на апостолов». Как и роспись церкви Панагии Кумбелидики, фрески первого слоя в церкви великомученика Георгия Победоносца в Оморфоклисье представляют собой своеобразный местный вариант раннепалеологовского стиля. С одной стороны, во многих композициях и фигурах присутствуют монументальность и мощь, как и в сербских фресках третьей четверти XIII в. В евангельских сценах разнообразные движения и сложная аранжировка пространственных построений свидетельствуют о знакомстве мастеров с новациями живописи последней трети XIII в., в духе росписей церкви Пресвятой Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). Часто лики представлены объёмно и по типажам близки к таким произведениям, как росписи в монастыре Сопочани (1263–1268 гг.). С другой стороны, здесь встречаются и совсем другие типажи, близкие к комниновским, с характерными стилизованными формами и жёстким контурным рисунком. Особенно это относится к образам святых на гранях столбов. Фигуры св. воинов Димитрия и Нестора, облачённых в роскошные доспехи и одежды с преобладанием яркого сине-зелёного и алого цветов, трактованы плоскостно и орнаментально, позам придано манерное изящество. Всё это свидетельствует о сильном влиянии консервативных тенденций, которые были широко распространены в искусстве второй половины XIII в. в этом и других регионах. Другие примеры искусства такого типа – фрески наружного фасада церкви Пресвятой Богородицы Мавриотиссы близ Кастории (1259–1264 гг.), росписи церкви Николая Чудотворца в селе Манастир (1271 г.), созданные по заказу референдария Охридской архиепископии диакона Иоанна, заказанная им же икона великомученика Георгия Победоносца в Струге (1266/1267 г.), росписи в монастыре св. Архангелов и в церкви великомученика Димитрия Солунского в Вароше (пригород Прилепа), отчасти фрески церкви апостола Иоанна Богослова в Канео в Охриде (1270–1280 гг.) и др. Фрески церкви великомученика Георгия Победоносца в Оморфоклисье свидетельствуют об осведомлённости и о высоком профессиональном уровне мастеров, об их способности к творческой переработке идей различных художественных центров. Фрески, относящиеся, по мнению исследователей, к этому же времени, сохранились во втором ярусе колокольни. Здесь во вспарушенном своде размещено погрудное изображение Иисуса Христа, в парусах – серафимы, на стенах – композиция «Благовещение Пресвятой Богородицы», образы священномученика Власия, преподобного Симеона Столпника, святителя Спиридона и преподобного Даниила Столпника. Более поздние росписи находятся в галереях, фланкирующих храм, и в экзонартексе: житийные циклы великомученика Георгия Победоносца и святителя Николая Чудотворца, сцены Страстного цикла, образы архангелов, предстоящих Спасителю, и фигуры отдельных святых. На западной стене экзонартекса хорошо сохранились изображения преподобных Иоасафа, Варлаама, Харитона Исповедника, Феодора Студита, Пимена Великого, Андрея Критского и преподобномученика Стефана Нового. Фигуры святых имеют вытянутые пропорции, в выражениях лиц подчёркнуты суровость и энергичность. При этом все они трактованы очень индивидуально, в особой живописной манере, с использованием плотных разноцветных мазков и пробелов.

 



 
PR-CY.ru