КАСТОРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ - Страница 53

Напротив, накладные аркады, доходящие до верха, и богатое украшение керамическими плитками апсиды и купола, – черты константинопольской архитектуры, влияние которой было распространено по всей Греции (Фракия, Эпир, Македония). Поэтому попытки связать архитектуру церкви великомученика Георгия только с памятниками Эпира, предпринятые Д. Никол, были обоснованно отвергнуты Е. Стикасом. В конце XIII или начале XIV в. были пристроены близкие к первоначальному зданию по строительной технике два парекклисиона у северо-восточного и юго-восточного углов храма, четыре открытых притвора со сводами (два у боковых входов в наос и два по сторонам экзонартекса), между притворами – два прямоугольных помещения вдоль северной и южной сторон храма, экзонартекс и колокольня, поставленная по центральной оси у западного фасада, по высоте почти равна главному куполу. Последнюю особенность исследователи встречают довольно редко, например, среди памятников XII в. в Самарине в Месинии и в церкви Агиос-Стратигос в Ано-Булари на полуострове Мани, но более широкое распространение колокольни получили в XIII в., при франках. Поперечно ориентированный экзонартекс со вспарушенным сводом в центральной части имеет в торцах двойные окна, оформленные так же, как окна северного и южного рукавов креста. Маленькие окна в боковых галереях и большие в колокольне имеют выложенные кирпичом арочные завершения и тонкие мраморные колонки посередине. Церковь великомученика Георгия Победоносца была полностью расписана, однако фрески сохранились фрагментарно и были покрыты толстым слоем копоти, что затрудняло их исследование. В настоящее время ведётся расчистка, в результате которой были выявлены фрески, относящиеся к слою рубежа XIII и XIV вв.: в куполе и барабане – служащие ангелы вокруг Христа Пантократора и пророки, в парусах – евангелисты, в апсиде – Богоматерь, а также композиции «Причащение апостолов» и «Служба св. отцов», в виме – «Вознесение Господне», по сторонам апсиды – «Благовещение Пресвятой Богородицы», в южном рукаве креста – «Сретение Господне», «Преображение Господне» и «Воскрешение праведного Лазаря», в западном рукаве креста – «Тайная вечеря», «Предательство Иуды» и часть так называемого облачного «Успения Пресвятой Богородицы» с эпизодом передачи пояса апостолу Фоме и изображением райских врат, в северном рукаве креста – «Распятие», «Снятие с креста» и «Жёны-мироносицы у гроба», в нижних частях стен – несколько фрагментов образов святых. Хорошо сохранились фигуры св. воинов великомученика Димитрия и мученика Нестора Солунских, мученика Христофора, апостола Петра, написанные на гранях столбов. В своде внутреннего нартекса есть уникальное изображение Святой Троицы, окружённой Небесными Силами. На престоле в сиянии славы – величественная фигура с тремя ликами (в центре – лик Ветхого денми, левее – образ Христа Еммануила, правее – голова голубя, символизирующего Святого Духа) и подпись: «Иисус Христос». Как и антропоморфное изображение Святой Троицы в церкви Панагии Кумбелидики, этот уникальный образ, несомненно, был создан в период дискуссий вокруг Лионской унии (1274 г.), когда император Михаил VIII Палеолог пытался ввести в обиход латинские догматы.

 



 
PR-CY.ru