КИНЦВИСИ - Страница 7

Символическое сопоставление лазурного и белого дополняет восприятие образов. Так, например, позёмы выполнены ярко-белым цветом – подобное решение характерно для росписи ещё нескольких грузинских памятников того времени: Озаани, Тимотесубани, Бетаниа, Бертубани. Фигура ангела из сцены «Жёны-мироносицы у гроба Господня» воплощает сущность кинцвисской росписи, стала символом грузинской живописи. По мнению исследователей, её характеризуют сочетание монументальности и лиричности, пластичность струящегося рисунка, богатство колорита, мягкая лепка лика и рук, контрапост фигуры, динамичность в рисунке крыльев, решённых в киноварно-лазурно-белой гамме, почти манерный жест руки, глубокая одухотворённость образа. Фигура ангела является композиционным центром северной стены. В нартексе сохранились более поздние разновременные росписи со следами переделок. Пространство поделено на три части двумя встроенными позже стенами. Фрески более низкого художественного уровня: колорит глухой, невыразительный; линия жёсткая, грубая; манера письма упрощённая; пропорции фигур укороченные. На плоскостях стен и на сводах нартекса помещена обширная композиция «Страшный Суд» (XVI в.); на перегородках – Деисус, Мандилион (Спас на убрусе), фигуры апостолов (XVII в.) и т.д. На северной стене-перегородке находится фигура известного врача и политического деятеля XV в. Зазы Панаскертели-Цицишвили. Он предстоит поясному изображению святителя Николая, приписанному позднее, возможно, при полной замене живописи нартекса в XVI или XVII в. Северный компартимент нартекса сильно закопчён, смутно различаются фигуры святых, обрамлённые арками, на стенах и сводах видны сцены, характерные для программ усыпальниц: «Сошествие во ад», «Жёны-мироносицы у гроба Господня» и т.д. В апсиде церкви во имя Пресвятой Богородицы сохранились фрагменты живописи, датируемой исследователями по стилистическим признакам серединой XIII в. Роспись во многом перекликается с фресками кафоликона Кинцвиси. В конхе апсиды помещено изображение Божьей Матери «Одигитрия» на троне с благословляющим Младенцем, фланкированная фигурами двух архангелов. В среднем регистре представлена композиция «Причащение апостолов» в довольно редком иконографическом изводе, характеризующемся усилением литургического влияния на программу росписей: между сценами «Причащение хлебом» и «Причащение вином» включено изображение Иисуса Христа с маленьким крестом в руках, молящегося перед алтарём, под киворием которого изображены серафим и херувим. По мнению исследователей, этот сюжет указывает на те моменты литургии, когда происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и читаются тайные молитвы. В том же регистре на стенах вимы помещены две сцены с чудесами Иисуса Христа («Усмирение бури» и «Воскрешение дочери Иаира»), которые редко включались в программу росписи апсиды в то время. Исследователи считают, что сцена исцеления связана с росписью апсиды, раскрывающей догмат о спасении через воплощение Богочеловека и причащение Святых Даров. В нижнем регистре находится святительский ряд, фигуры представлены в повороте на три четверти по отношению к центру; в простенках окон – фигуры архидиаконов Стефана и Прохора. Стилистически роспись этой церкви следует за росписью кафоликона – колорит практически идентичен, но линия более хрупкая, тонкая, пропорции фигур удлинённые, формы почти невесомые, преобладает нарративно-дидактическое начало.



 
PR-CY.ru