КИНЦВИСИ - Страница 5

В полуциркульной нише – поясное изображение Христа Пантократора, в проёмах окон – шесть фигур архидиаконов (Тимона, Тимофея, Тита, Стефана, Пармения, Прохора). Своеобразно, по мнению исследователей, решено расположение евангельских сюжетов, включающих праздничный и Страстной циклы. Их последовательность основана на принципе антифона: сцены расположены на несколько пространственных осях, переходя из одного рукава в противоположный и обратно. Начало цикла помещено в восточной части южного свода и открывается сценами «Рождество Пресвятой Богородицы», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Рождество Христово». Затем праздничные сцены переходят в северный рукав, где помещены «Сретение» (плохо сохранилось), «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Оплакивание Христа», «Жёны-мироносицы у гроба Господня», «Сошествие во ад». Цикл продолжается в южном рукаве, где находятся сцены «Вознесение Господне», «Сошествие Святого Духа», «Успение Пресвятой Богородицы», «Уверение апостола Фомы», «Тайная вечеря». В кафоликоне представлен самый ранний из сохранившихся в грузинском искусстве житийных циклов святителя Николая. Большое количество сцен и их размещение в основном объёме храма (в центральных сводах и на стенах западного рукава, а также в межрукавных пространствах) связаны с посвящением кафоликона святителю Николаю (в византийской традиции эти изображения обычно находились в нартексе и в приделах храма, реже – в жертвеннике). Роспись сохранилась плохо, большинство сцен погибло, однако принцип их распределения для исследователей достаточно ясен. По мнению специалистов, изначально в храме было представлено не меньше двадцати сцен из Жития святителя Николая. Читаются «Крещение святителя Николая», «Рукоположение в священнический сан», «Низвержение идолов», «Святитель Николай спасает от казни трёх воинов, невинно осуждённых», «Спасение троих детей», «Чудо на море», «Благодарение троих воинов за спасение» (?), «Явление святителя Николая императору Константину I Великому во сне» и др. По мнению исследователей, сцены не следуют хронологии Жития святителя. Крупные фигуры мучеников, подвижников, пустынников, врачевателей, столпников, пророков изображены в проёмах окон, а весь нижний регистр заполнен фигурами св. воинов. В нижнем регистре западной стены, в плоских нишах с южной стороны, помещены изображения великомученика Евстафия Плакиды с женой и двумя детьми и мучеников Кирика и Иулиты. Среди образов грузинских святых исследователи особо выделяют большое поясное изображение просветительницы Грузии св. Нины на выступе южной стены. На западной стене по сторонам входа на горизонтальном выступе помещены фигуры четырёх грузинских преподобных (Давида Гареджийского, Иоанна Зедазнийского, Шио Мгвимского и неизвестного исследователям святого). Отдельная тема росписи связана с прославлением рода Багратиони. В нижнем регистре на северной стене представлены: царь Георгий III (к тому времени уже скончавшийся), его дочь царица св. Тамара и её сын царевич Георгий IV Лаша. Они изображены в повороте на три четверти перед иконой сидящего на троне Иисуса Христа.

 



 
PR-CY.ru