КИЗИЧЕСКИЕ МУЧЕНИКИ - Страница 4

В Новое время почитание Кизических мучеников и строительство каменных храмов в их честь известно в городах Поволжья, Костроме, Романове (ныне Тутаев); их иконы получили широкое распространение. В иконописных подлинниках изображения Кизических мучеников могли отличаться друг от друга, но в сводном варианте предлагалась схема, характерная для большинства известных икон Кизических мучеников XVIII–XIX вв. Она была разработана на основе пространного Слова о мучениях Кизических мучеников из книги «Спирида». Девять святых изображены в воинских и мирских облачениях: на первом плане коленопреклонённые, стоящие за ними обращены к полуфигуре Иисуса Христа в небесном сегменте, Который благословляет мучеников, над их головами написаны венцы, подобные царским коронам. На всех иконах сходны позы, жесты и одни и те же атрибуты у персонажей. Святые старшего возраста уподоблены апостолам («Феогнид, подобием сед, аки Андрей апостол... Руф... аки Матфе Евангелист»), молодые – воину великомученику Димитрию Солунскому. На иконах XVIII в. могут преобладать резкие цветовые контрасты в соответствии с господствующим стилем барокко, как, напримеер, на иконе середины XVIII в. костромского изографа Ивана Фёдоровича Липина (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), или изящные, в стиле рокайль, сетчатые золочёные орнаменты, как на иконе конца XVIII в. (собрание банка «Интеза», палаццо Леони Монтанари, Виченца); варьируются архитектурные детали фона: интерьер купольного храма, или перспектива в арочном проёме (Музей русской иконы, Москва), или закрытые царские врата. В связи с почитанием Кизических мучеников как исцеляющих от «трясовицы» (лихорадки) большинство икон было наиболее востребованного небольшого размера. На иконе И.Ф. Липина в картуше у нижнего края помещён текст молитвы за «государыню Елизавет Петровну» и всех православных от «трясовицы». На иконе палехского письма конца XVIII в. (частное собрание, Москва) с выразительным мелочным письмом «вирши» с подписями по традиции размещены в картушах по полям, в центре – патрональный святой, к которому, как и к Спасителю, обращены Кизические мученики. В иконописных подлинниках Новейшего времени внешность и одеяния Кизических мучеников предписывалось передавать согласно национальным типам: «Феогнид: типа греческого... Руф: типа римского... Феостих: типа сирийского». В конце XIX в. к иконе Кизических мучеников обратились вновь в связи с тем, что 29 апреля 1891 г., в день памяти этих мучеников, произошло покушение на цесаревича Николая Александровича в городе Оцу (Япония). На иконах, посвящённых прославлению чудесного спасения наследника, образы Кизических мучеников были соединены с образом небесного покровителя будущего государя, святителя Николая, архиепископа Мирликийского, как на иконе, написанной учителем рисования Оренбургской гимназии М.Н. Кормильцевым и поднесённой императорской фамилии (конец XIX в., происходит из Аничкова дворца Санкт-Петербурга, ныне – Самарский областной историко-краеведческий музей имени Петра Владимировича Алабина). На современных иконах (в том числе греческого письма) Кизические мученики могут быть изображены в несколько рядов как воины, священники и миряне разных возрастов.



 
PR-CY.ru