КИЗИЧЕСКИЕ МУЧЕНИКИ

КИЗИЧЕСКИЕ МУЧЕНИКИ (ум. раньше 313 г.; память 29 апреля; память в Греческой церкви 28 апреля; память в Византийской церкви 4 апреля). Мученичество девяти святых, пострадавших в Кизике, которых звали Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон, сохранилось в дометафрастовском Минологии Patm. 254 (X в.). Краткие Жития этих святых содержатся в византийских Синаксарях и в Минологии императора Василия II. Кизические мученики происходили из разных городов; за проповедь христианской веры они были схвачены и приведены на суд к не названному по имени наместнику Кизика. Святые отказались принести жертвы и обличали идолопоклонство. Наместник велел подвесить их, строгать и прижигать свечами. Кизические мученики стойко переносили мучения, громко призывая Господа. Затем наместник приказал бить их жезлами. Видя непреклонность Кизических мучеников, он заключил их в темницу. Спустя семь дней мучеников опять привели на допрос. Снова получив отказ совершить жертвоприношение, наместник велел влачить их по терниям, а затем отсечь им головы. Один благочестивый муж выкупил у стражников тела Кизических мучеников и предал их погребению. Над их гробницей была построена церковь, и от мощей святых совершались многочисленные чудеса. Автор Мученичества подробно описывает исцеление расслабленного, которого по его просьбе положили на гробницу Кизических мучеников, и выздоровление знатного жителя Кизика от горячки и дизентерии после молитвы у мощей святых. Исследователи отмечают, что описание первого чуда содержит заимствования из 4, 25, 30, 31 и 33-го чудес бессребреников Космы и Дамиана, а второе чудо имеет дословные совпадения с 5-м и 16-м чудесами бессребреников Кира и Иоанна. Также в Мученичестве говорится, что в этой церкви исцелялись парализованные и бесноватые. Впоследствии к Кизическим мученикам обращались с молитвой при заболевании лихорадкой. Ни в одном из источников не указано время, когда пострадали Кизические мученики. В Четьих Минеях Димитрий Ростовский упоминает о том, что казнь Кизических мучеников произошла за несколько лет до воцарения равноапостольного императора Константина I Великого, однако исследователи считают, что это только его предположение. Поэтому датировка их кончины в современном календаре РПЦ 286–299 гг. (первой половиной правления Диоклетиана и Максимиана) является условной. В тексте Мученичества в рукописи Patm. 254 указано, что святые пострадали 4 апреля. В греческой печатной Минее (Венеция, 1603 г.) сведения о Кизических мучениках помещены под 28 апреля. Под этой датой память Кизических мучеников вошла в «Синаксарист» Никодима Святогорца и в современные календари греческих церквей. В большинстве византийских календарей имена Кизических мучеников указаны 29 апреля. Эта дата закрепилась в современном календаре РПЦ. В России Кизические мученики особо активно почитались во второй половине XVII в. Поскольку святые считались целителями от лихорадки, то в 1687 г., во время эпидемии этой болезни в Казани, Адриан, митрополит Казанский и Свияжский (впоследствии патриарх Московский и всея Руси), предложил общему городскому совету поставить церковь во имя Кизических мучеников. Строительство деревянного храма было завершено к июлю 1688 г. После этого эпидемия пошла на убыль и вскоре совсем прекратилась.

 



 
PR-CY.ru