КИЗИЧЕСКИЕ МУЧЕНИКИ - Страница 3

Древнейшим в русской традиции изображением Кизических мучеников исследователи считают образ «Девяти Кизических мучеников» со Спасителем «в облаце» из числа икон, находившихся весной 1584 г. «в чердаке» государева дворца в Московском Кремле. Икона имела серебряный золочёный оклад со скаными венцами, как полагают исследователи, русской работы. Исследователям неизвестно, была ли она русского письма; однако тот факт, что икона находилась в личных покоях царя Ивана IV Васильевича, даёт исследователям возможность предполагать её связь с дарителями самого высокого ранга: митрополит Кизика, например, святитель Иоасаф («митрополит Иасаф Кизицкой»), мог привезти образ Кизических мучеников, покровителей города и митрополии, в сентябре 1557 г. («Полное собрание русских летописей», том 13). После 1584 г. эта икона была передана «Борису Феодоровичу». Исследователи не сомневаются, имеется в виду боярин Борис Фёдорович Годунов, брат царевны Ирины Фёдоровны и шурин будущего царя Фёдора Ивановича. В середине XVII в. в Образной палате находилась икона «Девяти мученик, иже в Кизице» в басменном окладе с серебряными венцами, описание которой несколько отличается от того, что дано в «Описи имущества царя Иоанна IV». После посещения Образной палаты 2 апреля 7184 (1676) г. царь Фёдор Алексеевич «сеи образ изволил взять… в свои великого государя хоромы» (судьба иконы во дворце, который неоднократно перестраивался в XVIII–XIX вв., исследователям неизвестна). Композиция её также неясна; исследователи полагают, что к ней восходит прорись Сийского иконописного подлинника (конец XVI в.), в которой Кизические мученики без каких-либо атрибутов предстоят в два ряда Нерукотворному образу Спасителя. Строительство храмов во имя Кизических мучеников могло способствовать написанию их икон. Первые из храмов, деревянные – в Казани (1688 г.) и Москве (1698 г.) – были связаны с патриархом Адрианом, бывшим митрополитом Казанским и Свияжским, который прислал мощи Кизических мучеников («Кизикопольских», согласно надписи на утраченной иконе из казанского Кизического в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря). Мощи были помещены в икону Кизических мучеников, также присланную из Москвы от патриарха в 1693 г., как об этом исследователи судят по надписи на иконе Кизических мучеников с частицей их мощей, некогда находившейся в нижнем храме в честь Владимирской иконы Божьей Матери Успенского собора Астрахани. Оклад на икону в казанском Кизическом монастыре был сделан ктитором иеромонахом Стефаном (Сахаровым) в начале 1690 гг. (по мнению исследователей, между 1693 и 1695 гг., годом присылки иконы с мощами Кизических мучеников и вклада драгоценной утвари). Оклад украшали «виршы» – надписи в стихотворной форме, сочинённые, по мнению исследователей, заказчиком, в которых прославлялись Пресвятая Богородица и Кизические мученики как Её служители. Исследователи предполагают, что надписи были заключены в самостоятельные обрамления-картуши (?) на полях иконы. Эта икона в казанском Кизическом монастыре не сохранилась, ныне её заместительницей считается икона Кизические мученики XIX в. (возможно, палехского письма). Сохранилась гравюра мастера Леонтия Кузьмича Бунина с изображением Кизических мучеников 1692 г. (Дмитрий Александрович Ровинский указывает листы из Публичной библиотеки, из собрания Владимира Ивановича Даля и повтор 1801 г. из Академии Наук, ставшая образцом для копий (там же упоминается гравированный лист «другого перевода» середины XVIII в. из собраний Адама Васильевича Олсуфьева, В.И. Даля, из Публичной библиотеки и Академии Наук, где все образы Кизических мучеников сопровождаются «виршами»).

 



 
PR-CY.ru