КЕЛАРЬ - Страница 4

Сергий Радонежский, вводя общежитие в основанном им Троицком монастыре, ввёл и соответствующие монастырские должности. Как сообщает агиограф, «от того времени убо съставляется въ обители святого общежитие. И устраяет блаженный и премудрый пастырь братию по службам: ового келаря, и прочих в поварни и въ еже хлѣбы пещи, ового еже немощным служити съ всякым прилежаниемъ; въ церкви же: пръвѣе еклисиарха; еже потом параеклисиарси, пономонархи же и прочаа». В первой четверти XV в. келарь Троицкого монастыря занимался покупкой земель для монастыря. К концу XV в. в руках келаря находились все дела, связанные с внутренним монастырским хозяйством, а также надзор за приписанными к монастырю владениями. Келарь имел судебную власть над монастырскими крестьянами. На документах XVI в., касающихся хозяйственных дел монастыря, ставилась особая келарская печать. В XVI–XVII вв. келарь Троицкого монастыря имел влияние за пределами обители. Среди троицких келарей этого периода было немало известных в русской истории лиц, таких как Адриан (Ангелов), Евстафий (Головкин), Авраамий (Палицын), Александр (Булатников), Симон (Азарьин), Арсений (Суханов). Во второй половине XVII в. келарь Троице-Сергиева монастыря по должности был дьяком Монастырского приказа. Не только троицкие келари обладали большими полномочиями. Согласно Уставу Иосифа Волоцкого, «дела неважные решает сам игумен по совещании только с келарем и казначеем. Дела более важные решаются советом игумена, келаря, казначея и соборных старцев. Наконец, дела особенно важные объявляются всем инокам и решаются их общим голосом». Согласно царскому указу 1640 г. суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю, келарь был обязан контролировать ведение всего монастырского хозяйства, в том числе сбор оброка с монастырских крестьян, над которыми имел судебную власть, был ответственен за хранение монастырской казны, вёл учётные книги и т.д. Упоминаются в древнерусских монашеских текстах и помощники келаря. Митрополит Макарий (Булгаков) приводит рассказ о подкеларнике Кириллова Белозерского монастыря, который, не имея особого указания от келаря и не желая нарушить порядок, отказал в особом ужине царю Ивану Грозному со словами: «Государя боюся, а Бога надо бояться еще больше». В XVII в. келари крупных монастырей имели административную и судебную власть над приписными монастырями – малыми обителями, которые для облегчения хозяйственного положения прикреплялись к большим и богатым монастырям. Были среди келарей и святые подвижники, например, Иринарх Затворник, который служил раньше келарем в Авраамиевом ростовском в честь Богоявления мужском монастыре. Однажды, когда Иринарх печалился о неумеренности некоторых монахов, расточавших монастырские запасы, он сподобился явления во сне Авраамия Ростовского, который повелел ему выдавать невоздержным монахам всё, что те требуют, ибо после смерти они «взалчут вовеки». Своё значение келари крупных русских монастырей утратили вместе с изменениями в ведении монастырских хозяйств после церковных реформ императора Петра I и в особенности после секуляризации церковных земель 1764 г. при императрице Екатерине II, когда монастыри лишились финансовой независимости и влияния. В современной практике русских монастырей келарь отвечает за монастырские погреба и склады с продовольствием, кухню и приготовление пищи соответственно монастырскому уставу.



 
PR-CY.ru