КЕЛАРЬ

КЕЛАРЬ – хозяйственно-административная должность в монастыре. Первые упоминания о должности келаря в церковной письменности исследователи относят к середине IV в., времени зарождения и стремительного распространения общежительного монашества в Римской империи. В обязанности келаря изначально входило хранение и распределение среди братии монастырских запасов продовольствия. Келарь заведовал келарней, т.е. амбаром со съестными припасами. В истории монашеской традиции обязанности келаря не были постоянными и либо расширялись вплоть до управления всей хозяйственной деятельностью монастыря, либо сужались до простой выдачи продуктов повару. В монашеский лексикон слово «келарь» перешло из светского обихода. В богатых римских домах так называли рабов, отвечавших за ведение счётных книг и хранение продуктов. В христианском осмыслении прототипом служения келаря были диаконы первохристианской общины, поставленные апостолами, чтобы «пещись о столах», т.е. руководить ежедневным раздаянием потребного каждому члену общины (Деян. 6:1–6). В византийском монашестве келарь числился среди «первых монахов» после игумена. Привилегированное положение, некоторая власть, а также свободный доступ к еде и деньгам делали для монаха послушание келаря весьма трудным и сопряжённым с целым рядом искушений. В прохождении келарской службы существовала опасность развития тайноядения, своеволия, пристрастия к материальным благам, пренебрежения молитвой и богослужебной жизнью монастыря под предлогом хозяйственных забот. По этой причине в монашеской литературе возникли рекомендации как игуменам о выборе кандидатуры на должность келаря, так и самим келарям о богоугодном прохождении данного послушания. Игумен должен следить, чтобы на должность келаря был поставлен человек опытный в монашеской жизни, способный «хранить совесть пред Богом и собранием, чтобы он не впал в осуждение и сеть диавольскую», не подверженный тайноядению или утаиванию чего-либо, «чтобы ему не погубить душу свою». Большое значение келарю в жизни монастыря придавал Василий Великий, один из основоположников восточного общежительного монашества. По его мнению, в задачи келаря входит не просто обеспечение пищей братии, но в целом хозяйственное процветание монастырской общины. От служения келаря зависит благочиние в монастыре, поэтому игумен заботится не только о поставлении достойного монаха в келари, но и о преемстве в этой должности, своевременно подыскивает ученика для келаря. Сам келарь, чтобы избежать искушений, должен беспрекословно подчиняться игумену и вдохновлять себя словами Христа: «Я ничего не могу творить Сам от Себя» (Ин. 5:30). В отношениях же к братии «должен иметь в виду потребность каждого, потому что написано: «Каждому давалось, в чём кто имел нужду» (Деян. 4:35)». В Уставе Бенедикта Нурсийского сообщается, что келарь занимается не только снабжением братии, но также раздаёт милостыню: «О больных, о детях, о странниках и бедных пусть печётся со всем усердием; несомненно ведая, что в день суда даст строгий отчёт, если неправо и немилостиво поступит в отношении к ним». Келарь должен «о всех иметь попечение, но ничего не делать без позволения аввы».

 



 
PR-CY.ru