КЕЛАРЬ - Страница 2

На всё монастырское имущество келарь обязан смотреть как на священные церковные принадлежности – это убережёт его и от скупости, и от небрежности. Дорофей Газский, наставляя келаря, заповедует ему: «Если не хочешь впадать в раздражительность и злопамятность, то отнюдь не имей пристрастия к вещам и не заботься о них чересчур; но и не пренебрегай ими как маловажными и ничтожными: но когда кто просит их у тебя, давай... Достигнуть же сего ты можешь только тогда, когда будешь распоряжаться монастырскими вещами не как своими собственными, но как вещами, принесёнными Богу и только вверенными твоему попечению». В Средние века, когда крупные монастыри представляли собой хорошо организованные и богатые хозяйства как на Востоке, так и на Западе, должность келаря занимала важное место в развитом управленческом аппарате монашеских общин. Одним из наиболее известных византийских монастырей начиная с IX в. был константинопольский Студийский монастырь, достигший процветания при игуменстве Феодора Студита. В трудах этого святого сохранилось много упоминаний о различных монастырских послушаниях, в том числе о келаре. В Студийском монастыре келарь подчинялся игумену, а также эконому и его помощнику. Келарь также имел в подчинении помощников и повара. Келарь отвечал за кладовую и сохранность продуктов («Келарь должен наблюдать за каждым зерном»), отпускал припасы на кухню, действуя в согласии с помощником эконома. «Помощник эконома ни в чём не успеет, если не будет иметь келаря, следующего за ним. И у келаря дело не будет идти, как бы хотелось, если не будет иметь помощника в лице повара». В соответствии с установлением игумена «келарь должен отдавать отчёт эконому в том, что он израсходовал, а повар – келарю. Затем мерою должны выдаваться хлебы, помощник повара отдаёт отчёт в материале тому же келарю». В обязанности келаря входило также распределение пищи за трапезой в соответствии с нуждами каждого члена братии, в этом его служение совпадало с должностью трапезария: «Бодрствуй, келарь, ибо очи мои постоянно смотрят на трапезу моих чад… Смотри за пищей их и расставляй её, как на трапезе Божьей». В монастырской больнице Студийского монастыря назначался особый келарь, заведовавший питанием больных. В произведениях Феодора Студита неоднократно встречаются увещания к келарю и его помощникам наряду с увещаниями к другим должностным лицам монастырского служения: «Ты, келарь, уповай на Бога и возмогай в державе крепости Его (ср.: Еф. 6:10), проливай свою кровь, отдавай свою плоть, расточай себя в своих заботах, чтобы, стяжая себе братьев, ты стяжал также Самого Бога: ты ведь питаешь не людей, но, если угодно, апостолов Божьих». Феодор Студит подчёркивал, что любое монастырское послушание, даже если оно связано с выполнением рутинных хозяйственных дел, спасительно для монаха, если он воспринимает своё послушание как служение ближним и выполняет работу с полной самоотдачей. «Бодрствуй, келарь, потому что велика твоя награда, если ты хорошо и без всякой несправедливости служишь, всё оцениваешь, даёшь и получаешь от каждого приношение, отвечаешь и выслушиваешь, заботишься и хлопочешь, расходуешь и приобретаешь необходимое». Усердный монах видит своё послушание как проявление любви; «пребывайте и вы, чада мои, келари, в силе своей, идя навстречу и до смерти отдавая себя всей братии в её будничных нуждах, питая братьев, как себя самих...».

 



 
PR-CY.ru