КЕДРОВЫ - Страница 6

14 декабря 1940 г. в оккупированном нацистами Париже в зале «Гаво» состоялся концерт квартета, в состав которого вошли: И.К. Денисов (первый тенор, руководитель квартета), Г.Г. Пашутин (второй тенор), В.И. Браминов (баритон), К.Е. Кайданов (бас). Прозвучали русские песни, сочинения русских и немецких композиторов-классиков. Этот состав, носивший в разные годы названия «Санкт-Петербургский вокальный квартет» и «Русский квартет», вёл концертную деятельность до 1955 г.; его преемственность по отношению к довоенному квартету Н.Н. Кедрова стала предметом споров. Николай Николаевич – младший, незадолго до начала Второй мировой войны вступивший во французскую армию и в 1940 г. интернированный немецкими войсками, после 1945 г. возвратился в Париж и решил воссоздать квартет Н.Н. Кедрова. 10 февраля 1947 г. в Париже состоялось выступление квартета, в составе которого были: Николай Николаевич – младший (первый тенор), Б.Б. Акиаров (второй тенор), Н.А. Кириченко (баритон) и Б.А. Борисов (бас). 29 апреля того же года певцы дали в зале «Гаво» концерт по случаю 50-летия основания ансамбля. Возрождённый квартет Н.Н. Кедрова выступал почти 30 лет, до 1975 г. Состав коллектива неоднократно обновлялся: в разные годы в нём пели М. Ганиотис, Ф. Бенузилиев (А. Бенузильо), Р.Б. Броммер, П.А.Ф. Маэ (Маёф), братья А.В., М.В. и В.В. Циолковичи и др. Квартет во многом способствовал распространению русской музыки. Репертуар был основан на музыкальном наследии квартета Николая Николаевича – старшего, эпизодически исполнялась старинная западная музыка, французские народные песни, негритянские спиричуэлы и др. Со временем всё больше места в репертуаре занимала духовная музыка, написанная Николаем Николаевичем – младшим. Некоторые концерты состояли только из духовных произведений. Квартетом были записаны две грампластинки с русской духовной музыкой. Композиторское наследие Николая Николаевича – младшего, в основном, состоит из хоровой музыки. Он полагал, что современная русская церковная музыка должна опираться на старинные одноголосные церковные распевы. Его обработки, по мнению исследователей, отличают умеренное новаторство, внимание к развитию мелодических линий, к гармоническому колориту и вместе с тем корректное использование современных гармонических средств, ритмические рисунки, «заданные» одноголосными распевами. Основой многих обработок послужили одноголосные песнопения из «Обихода нотного пения употребительных церковных распевов» (М.: Синодальная типография, 1909 г., две части). С подобными принципами он подходил к обработке русского фольклора, в частности, духовных стихов («Встреча инока с Христом», «Взирай с прилежанием», «Вознесение было Господне», «Калики перехожие»). Исследователи отмечают стремление композитора придать обработкам народный колорит. Николай Николаевич – младший был членом (казначеем) РМОЗ, членом почётного комитета Общества ревнителей православного церковного пения, пользовался известностью как музыкальный педагог. Делом многих лет жизни Николая Николаевича – младшего и его сподвижников (Максима Евграфовича Ковалевского, А.П. Жаворонкова, А.А. Филатьева и др.) стали составление и редактирование «Нотного сборника православного русского церковного пения», в который вошли композиции русских авторов из разных стран, в том числе из СССР.

 



 
PR-CY.ru