КЕДРОВЫ - Страница 5

В конце 1920 гг. американская фирма Columbia сделала грамзаписи ряда светских произведений в исполнении квартета. В отдельных случаях Николай Николаевич – старший выступал как певец-солист в оперных постановках. Репертуар квартета насчитывал несколько сот сочинений: дореволюционные композиции (нередко отредактированные Николаем Николаевичем – старшим), произведения композиторов-эмигрантов Юргисом Лаурино Карнавичюса (Юрия Лавровича Карновича) и Андреем Степановичем Ильяшенко. Специально для квартета Александр Тихонович Гречанинов написал «Литургическую сюиту» (1938 г.) из пять «религиозных песен» в сопровождении оркестра, премьера которой состоялась 24 февраля 1939 г. в Варшаве. В зарубежный период неотъемлемой частью концертных программ стала духовная музыка, в том числе произведения Николая Николаевича – старшего. Самыми ранними его сочинениями, написанными во Франции, были Херувимская G-dur (1926 г.), воскресные прокимны (1926–1927 гг.), ексапостиларий «Разбойника благоразумного», пасхальные песнопения, песнопения венчания (1929 г., написаны по случаю свадьбы дочери Ирины). В конце 1920 гг. Николай Николаевич – старший редактировал и расширял новыми произведениями цикл песнопений «Из византийской литургии» в основу которого были положены песнопения, написанные в Петрограде по просьбе митрополита Вениамина. Произведение было посвящено памяти митрополита-страстотерпца, расстрелянного 13 августа 1922 г. 9 июля 1933 г. за архиерейской литургией в Александро-Невском соборе в Париже хор под управлением Николая Петровича Афонского и квартет Н.Н. Кедрова впервые исполнили «Вселенскую литургию» Николая Николаевича – старшего. В настоящее время в архиве композитора обнаружено лишь несколько номеров этого сочинения, опубликовано только «Буди имя Господне». Планировавшееся в конце 1930 гг. издание литургии Николая Николаевича – старшего не было осуществлено из-за его смерти. Во время заупокойной литургии и отпевания в Александро-Невском соборе в Париже хор под управлением Н.П. Афонского исполнил сочинения покойного композитора, в том числе ектению, написанную за несколько дней до кончины. Исследователи отмечают, что в духовной музыке для клироса, как и в обработках народных песен, Николай Николаевич – старший достаточно традиционен. Однако в сочинениях, предназначенных для исполнения крупными и технически более совершенными хорами, он пользовался очень широким спектром мелодических, гармонических, фактурных средств, создавал для хора сложные в стилевом и исполнительском отношении «симфонические» полотна. Некоторые сочинения Николая Николаевича – старшего для литургии, в том числе новаторские («Во Царствии Твоем», «Святый Боже», «Хвалите Господа с небес», «Буди имя Господне» и др.), были изданы в Лондоне в составе «Нотного сборника православного русского церковного пения» (1962–1975 гг.; так называемый Лондонский сборник). Значительная часть наследия Николая Николаевича – старшего остаётся неопубликованной. Впоследствии творческие идеи квартета Н.Н. Кедрова развивали некоторые бывшие его участники.

 



 
PR-CY.ru