КЕДРОВЫ - Страница 3

Главной задачей певцы считали популяризацию русской народной песни (в концертах звучали художественные обработки фольклора русских губерний), а духовную музыку до революции исполняли только в церквах. Пресса отмечала прекрасный подбор голосов, безупречный ансамбль, дикцию, филигранную техническую отделку, глубокое проникновение в образный строй сочинений. По примеру квартета в начале XX в. в России возник ряд вокальных ансамблей – мужских, женских, смешанных (наиболее известным из мужских коллективов был квартет под управлением Михаила Александровича (Михеля Хацкельвича) Гольтисона). Деятельность квартета способствовала расширению репертуара для вокальных ансамблей: некоторые опубликованные в это время сочинения были написаны непосредственно для этого коллектива и посвящены его членам. После марта 1916 г. в прессе сообщения о выступлениях коллектива исчезают. В годы Первой мировой войны Николай Николаевич – старший регентовал в Спасо-Преображенской церкви в Тярлеве близ Павловска. По некоторым сведениям, обучал управлению хором великого князя Ивана Константиновича, также давал ему уроки теории музыки и помогал в сочинении духовных произведений. Революция 1917 г. застала братьев Кедровых с семьями в Коктебеле. Николай Николаевич – старший организовал хор, с которым выступал в Феодосии. Во время этих концертов поэт Максимилиан Александрович Волошин читал свои стихи, в роли декламатора выступал Константин Николаевич. В 1918 г. в Феодосии было написано самое раннее сохранившееся церковное сочинение Николая Николаевича – старшего «Вечная память». Около 1919 г. Николай Николаевич – старший переехал в Москву, пел в Большом театре, затем вместе с супругой жил в Петрограде и преподавал в консерватории. Около 1921 г. в Петроград вернулся его брат Константин Николаевич, и Николай Николаевич – старший принял решение восстановить квартет. Умерших к тому времени М.М. Чупрынникова (ум. 26 мая 1918 г.) и Н.М. Сафонова (ум. в 1922 г.) заменили солисты Государственного театра оперы и балета (Мариинского театра) Иван Кузьмич Денисов (первый тенор) и Т.Ф. Казаков (второй тенор). В 1921 г. в Петрограде Николай Николаевич – старший написал хор «Отче наш», впоследствии часто исполнявшийся в церквах разных христианских конфессий. Исследователи полагают, что это произведение было создано для богослужения 12 февраля 1922 г., в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В ноябре 1921 г. Петроградский митрополит Вениамин (Казанский) высказал пожелание, чтобы за этой службой звучали песнопения на языках всех христианских народов Европы, и Николай Николаевич – старший написал произведения на греческий, латинский, немецкий и церковнославянский тексты, музыкальный стиль которых отразил влияние соответствующих традиций. Были ли исполнены эти песнопения за богослужением в тот раз, исследователи не установил. Осенью 1922 г. Николай Николаевич – старший с супругой приняли решение уехать из России, осознав, что их попытка противостоять введению в Петроградской консерватории чуждых искусству порядков вызывает только озлобление у большевистского руководства. Вслед за ними решили эмигрировать и другие члены квартета.

 



 
PR-CY.ru