КВИРИН - Страница 3

Исследователи отмечали, что в Мученичестве наместник Максим, который арестовал и допросил Квирина, в основном, именуется президом, но один раз – юридиком (iuridicus), т.е. помощником (легатом) наместника провинции, обладавшим ограниченными судебными полномочиями. Таким образом, Максим мог провести следствие по делу Квирина, но решение по нему оставалось в компетенции презида, обладавшего правом вынесения смертного приговора (ius gladii). Исследователи не исключают, что в основу Мученичества Квирина был положен протокол допроса епископа президом Аманцием. Он потребовал от Квирина подтвердить показания, данные им во время предварительного следствия (только в этом месте Максим назван юридиком): «Отвечай, верно ли то, что записано в протоколе допроса в Сисции у юридика Максима?» («Requiro te, si ea quae in Siscia apud iuridicum Maximum gesta monstrantur, vera sunt»). Однако ответ Квирина, в котором использована игра слов (Apud Sisciam verum Deum confessus sum), показывает, что если подлинный судебный протокол и был использован при составлении Мученичества, то в значительно переработанном виде. Проведённые в XX в. археологические исследования в городе Сомбатхей позволили исследователям уточнить некоторые детали, упомянутые в Мученичестве Квирина. Исследователи полагают, что епископ, скорее всего, был сброшен с моста через реку Перинт, фрагменты моста обнаружены при раскопках. Установлено, что крупное зальное сооружение с мозаичным полом, считавшееся ранее базиликой св. Квирина, в действительности было приёмным залом во дворце наместника Первой Паннонии. В Мученичестве указано, что базилика св. Квирина находилась за восточными воротами Саварии, где начиналась дорога в Скарбанцию. В настоящее время исследователи локализуют храм (его фрагменты не обнаружены) на территории римского некрополя, в районе современной церкви и кладбища св. Мартина (согласно средневековому преданию, там родился св. Мартин Турский). В известном исследователям в нескольких версиях приложении к Мученичеству Квирина сообщается о перенесении мощей мученика в Рим во время нашествия варваров на Паннонию. Останки Квирина были помещены в базилике Апостолов (ныне Сан-Себастьяно) на Аппиевой дороге. Это событие исследователи не могут точно датировать, т.к. с последней четверти IV в. Паннония регулярно подвергалась нападениям аланов, гуннов и германских племён. Особенно разрушительным было вторжение готов под командованием Радагайса (405 г.), которое привело к оттоку населения в Далмацию, Италию и Норик. Усматривая в гимне Пруденция ошибочное указание на то, что гробница Квирина находилась в Сисции (urbis moenia Sisciae concessum sibi martyrem complexu patrio fouent), исследователи обычно датировали перенесение мощей мученика в Рим временем после 404 г. По другой версии, такое понимание фразы Пруденция является неверным, поэт подразумевал, что останки Квирина, жившего в Сисции, покоились в Риме («Стены Города сжимают в отеческих объятиях уступленного Сисцией мученика»). Таким образом, перенесение мощей Квирина могло состояться и до 404 г. Однако такую трактовку фразы Пруденция исследователи считают проблематичной, поскольку захоронение Квирина находилось вне городских стен Рима.

 



 
PR-CY.ru