КВИРИН

КВИРИН (ум. в 303/304 или 308 г.) – епископ города Сисция (ныне Сисак, Хорватия); мученик (память в Западной церкви 4 июня), пострадал в городе Савария (ныне Сомбатхей, Венгрия). В Мученичестве Квирина повествуется о великом гонении на христиан при императорах Диоклетиане (284–305 гг.) и Максимиане Геркулии (286–305 гг.). Особенно жестокими были меры, принятые против христиан в области Иллирик. Судьи, направленные во все города Иллирика, закрывали христианские церкви и принуждали верующих приносить жертвы языческим богам. Квирин, узнав, что его разыскивают по указанию презида Максима, попытался бежать из Сисции, но был схвачен и приведён к гонителю. Угрожая смертью, Максим предложил Квирину подчиниться императорским указам и принести жертву богам. Епископ отказался и назвал богов демонами, а императорские указы святотатственными. Повелев избить Квирина палками, Максим обещал назначить его жрецом Юпитера, если он принесёт жертву. В противном случае епископа должны были доставить к президу Аманцию, наместнику провинции Первая Паннония, для вынесения приговора (ultimam sententiam). После этого на Квирина наложили оковы и бросили его в темницу. Ночью по молитве епископа в темнице воссиял яркий свет. Увидев это чудо, тюремщик Марцелл уверовал во Христа и принял крещение. Через три дня презид Максим велел отправить Квирина к наместнику Аманцию. Его вели по разным городам, закованного в цепи как опасного преступника. По дороге его встретил Аманций, который возвращался из города Скарбанция (ныне Шопрон, Венгрия), и приказал доставить епископа в Саварию для суда. Квирина посетили христианки, которые принесли ему пищу и питьё; епископ благословил трапезу, и с его рук и ног спали оковы. В Саварии судебное заседание проходило в городском театре. На вопрос, верно ли записаны слова Квирина в протоколе допроса у Максима, епископ ответил, что он исповедал Христа и не намерен отступать от своей веры. Наместник предупредил Квирина, что, если он будет упорствовать, его приговорят к смертной казни, и упрекал за самоубийственное упрямство, призывая повиноваться законам. Квирин ответил, что боится не физической смерти, поскольку надеется на жизнь вечную, а смерти духовной – отречения от истинного Бога. Он отказался подчиняться римским законам, т.к. стремился соблюдать, прежде всего, заветы Христа и всегда призывал к этому христиан. Аманций вынес Квирину смертный приговор, отметив, что его казнь должна послужить уроком для исповедующих Христа. Епископа с привязанным к шее жерновом бросили с моста в реку Сибарис, но мученик, прежде чем пойти ко дну, долго убеждал собравшихся не страшиться смерти. Затем он произнёс молитву и сразу же утонул. На месте, где было найдено тело Квирина, построили ораторий (locus orationis), впоследствии останки мученика были помещены в базилике у Скарбанцийских ворот. О мученической кончине Квирина сообщается в дополнениях Иеронима Стридонского к «Хронике» Евсевия Кесарийского (около 380 г.): «Сисцийский епископ Квирин со славой был убит ради Христа. Привязав к шее ручной жернов, его сбросили с моста в реку. Он долго плавал и беседовал со смотрящими, чтобы они не устрашились его примера. Затем он помолился, чтобы утонуть, и немедленно достиг желаемого». Квирину посвящён седьмой гимн Пруденция в сборнике «О венцах мучеников» (не позднее 404 г.) – «Гимн в честь мученика Квирина, епископа Сисцийской Церкви». Содержание гимна в целом соответствует сведениям из Мученичества Квирина и сообщения Иеронима Стридонского, кроме датировки: согласно Пруденцию,

 



 
PR-CY.ru