КВИРИН - Страница 2

Квирин пострадал в правление императора Галерия (293–311 гг.). В исследовании агиографического предания о Квирине основные проблемы связаны с датировкой гибели мученика и составления его Мученичества, а также с вопросом о соотношении различных версий легенды. Согласно Мученичеству, епископ пострадал при императорах Диоклетиане и Максимиане (между 303 и 305 гг.), тогда как Пруденций относит гибель епископа к правлению в Иллирике августа Галерия (между 303 и 311 гг.). Свидетельство Иеронима Стридонского противоречиво: согласно «Хронике», Квирин был казнён в 271-ю олимпиаду, в пятый год великого гонения (308 г.), но о его мученичестве упоминается между сообщениями о гибели Максимиана Геркулия (310 г.) и о смерти Галерия (весна 311 г.). Высказывалось мнение, что Иероним Стридонский не знал, когда именно пострадал Квирин, и поместил сообщение о его кончине под условной датой. Многие учёные, следуя за агиографической традицией, относили гибель Квирина к началу великого гонения на христиан (303 или 304 г.). На основе анализа ряда Мученичеств исследователи сделали попытку восстановить хронологию гонений на христиан в области Иллирик. Согласно этим исследованиям, казни христиан начались весной 303 (или 304) г. в Сирмии (ныне Сремска-Митровица, Сербия) и Сингидуне (ныне Белград), затем в других городах. Таким образом, Квирин был казнён, скорее всего, 4 июня 303 г. или 304 г. Однако Ж. Зейер склонялся к признанию верности датировки, предложенной Иеронимом Стридонским, отмечая, что казнь Квирина могла состояться лишь до передачи власти над Иллириком августу Лицинию (ноябрь 308 г.; по Ж. Зейеру – 307 г.). По мнению большинства исследователей, Пруденций был знаком с сообщением Иеронима Стридонского о Квирине, но Мученичество Квирина оставалось ему неизвестным. Тем не менее, и в Мученичестве Квирина, и в поэме Пруденция важное место занимают общие мотивы – демонстрация Божия могущества язычникам, преодоление христианами страха смерти. Сопоставление Мученичества Квирина с агиографическими произведениями о других мучениках из области Иллирик даёт исследователям основания полагать, что оно было составлено не раньше второй половины IV в. Исследователи полагают, что автор Мученичества Квирина, скорее всего, был знаком с текстом Мученичества св. Иринея Сирмийского, датировка которого, однако, остаётся неопределённой. Ф. Дольбо указал, что в тексте Мученичества Квирина присутствуют агиографические клише, заимствованные из Мученичества св. Иринея Сирмийского, предположительно датированного исследователем началом V в. Изучение Мученичества Квирина затрудняется отсутствием критического издания текста (опубликованные версии не содержат расхождений). Тем не менее, в Мученичестве есть не вполне ясные подробности, которые дают исследователям основание полагать, что сохранившийся текст не является первоначальным. Затруднения вызывает описание следствия и суда над Квирином, который был арестован в Сисции (центр провинции Паннония Савия), где проживал, но доставлен для суда в Саварию (центр провинции Первая Паннония). Из Мученичества следует, что презид Максим, по-видимому, наместник Паннонии Савии, не имел права вынести смертный приговор, поэтому отправил арестованного епископа к Аманцию, наместнику соседней провинции. Поскольку президы обеих провинций были равны по рангу, описанная ситуация выглядит для исследователей не вполне понятной.

 



 
PR-CY.ru