КАТАФАТИЧЕСКОЕ (УТВЕРДИТЕЛЬНОЕ) БОГОСЛОВИЕ - Страница 5

Наряду с апофатическим богословием катафатическое богословие в патристической традиции выступает также как путь богопознания. Он слагается из двух составляющих: познания Бога из сотворённого Им мира и из Откровения Бога о Себе Самом. О том, что истина о Боге реально присутствует в творении, существуют многочисленные свидетельства, которые открывает Священное Писание: «...Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы...» (Рим. 1:20). «Рассматривание творений» представляет собой процесс так называемого естественного богопознания. Он основывается на способности человеческого разума находить «следы» Божьи в созданном Им мире. Такое познание доступно всем; оно не зависит от Божественного Откровения. Его, как утверждает апостол Павел, могут иметь даже язычники. По характеру оно представляет собой, в основном, интеллектуальное познание, хотя в нём присутствует и чувственное восприятие. В рамках катафатического богословия оно, несомненно, должно присутствовать, о чём свидетельствует призыв апостола Павла искать Бога в окружающем мире, хотя аксиологический статус такого познания не является определяющим, потому что подлинное познание Бога есть не накопление сведений о Нём, а соединение с Ним. Познание Бога из Откровения представляет собой следующую ступень катафатического богопознания, на которой человек узнаёт, что Бог есть Сущий (Исх. 3:14), Путь, Истина и Жизнь (ср.: Ин. 14:6), Любовь (ср.: 1 Ин. 4:8), Свет (ср.: Ин. 8:12) и т.д. Однако, открывая Себя таким образом, Бог пребывает при этом абсолютно трансцендентным Своему творению. Даже соединившись с человеком в Боговоплощении, Он остался Богом сокровенным. Поэтому все имена Божьи, заимствованные из Откровения, и даже те, которыми именует Себя Сам Бог, хотя и являются средствами катафатики и приближают людей к Богу, тем не менее, не могут открыть им Божественное естество. В тварном мире вообще не существует таких понятий, имён и определений, с помощью которых можно было бы объять природу Бога. Поэтому катафатические представления о Боге не являются самоцелью. Они лишь средство, ведущее к духовному созерцанию и умозрению. Соответственно и само катафатическое богословие не должно замыкаться в рамках интеллектуализма, ибо Бог всегда познаётся «в личном общении», а не в процессе дискурсивного мышления. Между катафатическим путём богопознания и путём апофатическим существует не диалектическое противопоставление, а антиномическое единство. И тот и другой путь никогда не используется в православной традиции независимо друг от друга. Автономное применение каждого из них таит опасность для самой сущности и содержания богословия. Когда же они используются в единстве друг с другом, то катафатическое богословие спасает богословие апофатическое от опасности богословского агностицизма, а апофатическое богословие спасает катафатическое богословие от опасности объективации Бога и антропоморфизма, чтобы истинное понятие о Боге оставалось постоянным и неповреждённым.



 
PR-CY.ru