КАТАФАТИЧЕСКОЕ (УТВЕРДИТЕЛЬНОЕ) БОГОСЛОВИЕ - Страница 2

Основная заслуга в разработке богословия Божественных имён принадлежит отцам-каппадокийцам, автору «Ареопагитики», а также Максиму Исповеднику, Иоанну Дамаскину и Григорию Паламе. При построении этого богословия почти все они начинают рассуждения с привлечения таких фундаментальных понятий, как «сущность», «бытие», «жизнь», «истина» и т.п. Так, Иоанн Дамаскин, ссылаясь на «Ареопагитики», писал: «Бог – причина и начало всего; сущность того, что существует; жизнь того, что живёт; разум того, что разумно; ум того, что обладаем умом». Автор «Ареопагитик», связывая воедино апофатический и катафатический методы богословствования (см. Апофатическое богословие), указывает на то, что «безымянный» Бог является одновременно и Богом «многоименным». «Многоименен же Он потому», что, прежде всего, Сам изрекает Свои Божественные имена: «”Я есмь Сущий” (Исх. 3:14), «Жизнь» (ср.: Ин. 14:6), «Свет» (ср.: Ин. 8:12), «Бог» (ср.: Быт. 28:13), «Истина» (ср.: Ин. 14:6)». «Богомудры», т.е. те, кто мудрствуют о Боге, развивают эту систему Божественных имён, «заимствуя имена» из той реальности, которая была произведена «Причиной всего», т.е. Божественной Первопричиной. В результате появляются такие имена Бога, как «Благой» (ср.: Мф. 19:17), «Бог богов» (Пс. 49:1), «Премудрость» (Притч. 9:1), «Слово» (Ин. 1:1), «Сила», «Ум» и др. В систему катафатического богословия, согласно «Ареопагитикам», также входят имена, которые заимствованы «из некоторых божественных видений, озаривших посвящённых или пророков в священных храмах или в других местах». Так появляются придаваемые Богу «то человеческие, то огненные, то янтарные формы и вид». «Видевшие видения» и сподобившиеся откровений «снабжают» (т.е. наделяют) Бога и Его благость разными «полными таинственного смысла вещами». В системе катафатического богословия используется ещё один фактор, связанный с тем, что человек создан по образу Божию, а окружающий его мир несёт на себе печать Божества. «Все отцы Церкви... – заметил в этой связи Владимир Николаевич Лоссий, – видят в самом факте сотворения человека по образу и подобию Бога превечную соустроенность, первоначальную согласованность между существом человеческим и существом Божественным». Гиппонский епископ Августин Блаженный, например, «стремится составить понятие о Боге, исходя из нашей сообразности Богу, и пытается открыть в Нём то, что мы сами находим в своей душе… Это – метод психологических аналогий, приложимый к познанию Бога, к богословию». Схожие аналогии могут быть применены и при сопоставлении Творца и Его остального творения. Такой метод катафатического богопознания предлагает уже само Божественное Откровение: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). Таким образом, Бог открывает Себя как в самом творении, так и в Своих промыслительных деяниях, совершаемых в сотворённом Им мире. Возникновение системы катафатического богопознания, согласно «Ареопагитикам», стало возможно по двум причинам. Во-первых, существующие «ступени бытия» позволяют усмотреть в тварном мире принцип иерархизма, в соответствии с которым есть высшие и низшие иерархические ступени.

 



 
PR-CY.ru