КАСТОРСКИЙ Алексей Васильевич - Страница 5

В своих произведениях А.В. Касторский опирался на традиционный церковный мелос. Широкое мелодическое «дыхание» особенно удавалось в обработках старинных распевов и в их стилизациях в оригинальных хорах («Одеваяйся светом», «Покаяния отверзи ми двери» и др.). Часто практиковались слоговые распевы (от 4 до 22 звуков). По мнению исследователей, бережное отношение А.В. Касторского к церковной традиции проявляется в чётком следовании мелодии оригинального напева в переложениях, например, в ирмосах Богородице «Отверзу уста», в песнопениях «Величит душа Моя Господа», «Господи, помилуй» и «Взбранной Воеводе»; в тропарях и величаниях при схожести тематического материала допускается вариантность. Исследователи отмечают, что мастер хорового письма, А.В. Касторский в совершенстве владел хоровой органикой. Хоры написаны в удобных для пения тональностях (G, e, F, d и др.), отклонения даются в тональности первой степени родства. Гармонический язык отличается простотой. Фактура хоров аккордовая с элементами подголосочной полифонии. Часто употребляется движение голосов в терцию (дисканты – альты, тенора – альты, тенора – басы), сексту (тенора – басы), редко в дециму (басы – альты), органный пункт у басов. В творческом наследии А.В. Касторского – светские хоровые кантаты, несколько сборников русских народных песен в собственной обработке, хоровые сборники для начального обучения пению. Как регент А.В. Касторский с готовностью откликался на события общественной жизни. 25 июня 1902 г. на педагогических чтениях в Новгороде, после панихиды по Сергею Александровичу Рачинскому, сделал сообщение о его взглядах на церковное пение. В состоявшемся затем концерте пели «Не имамы иныя помощи» А.В. Касторского. 7 марта 1904 г. по инициативе руководимого А.В. Касторским хора Петропавловской церкви в Пензе был дан благотворительный концерт в пользу военного флота. Пели сочинения Александра Андреевича Архангельского, Дмитрия Степановича Бортнянского, Артемия Лукьяновича Веделя, Павла Максимовича Воротникова, Михаила Ивановича Глинки, Алексея Фёдоровича Львова, Григория Фёдоровича Львовского, Александра Дмитриевича Кастальского. 1 и 14 декабря 1909 г. в духовных концертах соединённых хоров Пензенского церковно-певческого благотворительного общества (около 150 человек) под управлением А.В. Касторского были собраны денежные средства на памятник Д.С. Бортнянскому, протоиерею Петру Турчанинову и А.Ф. Львову в Санкт-Петербурге. Духовные сочинения А.В. Касторского исполнялись и другими хорами. 28 и 29 июня 1916 г. в Петрограде хор певчих лейб-гвардии Егерского полка под управление Николая Дмитриевича Лебедева пел на всенощной «Господи, помилуй» на литии А.В. Касторского. 13 марта 1916 г. в Томске в зале Общественного собрания хор под управлением П.В. Леонова пел духовные произведения А.А. Архангельского, Александра Тихоновича Гречанинова, Сергея Ивановича Танеева и А.В. Касторского.

 



 
PR-CY.ru