КАСТОРСКИЙ Алексей Васильевич - Страница 3

Будущим клирикам он рекомендовал изучать церковное пение на практике: петь полный годовой круг церковных богослужений; особенно изучать церковное осмогласие, распеть в гласах все стихиры и тропари, не положенные на ноты; петь большой знаменный распев и другие старинные церковные распевы, наиболее употребительные в церковной практике, в том числе в многоголосной обработке; знать наизусть полный осмогласный круг; изучать музыкальную грамоту по одноголосным нотам, квадратную ноту сначала заменять круглой для лучшего усвоения древних напевов; для музыкального развития рекомендовал светские вокальные произведения Михаила Ивановича Глинки, Александра Николаевича Серова, Александра Сергеевича Даргомыжского, Петра Ильича Чайковского, Николая Андреевича Римского-Корсакова, а также Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, Феликса Мендельсона. Для улучшения музыкальной подготовки клириков в духовных училищах А.В. Касторский предлагал использовать авторские программы, увеличить количество учебных часов по пению в неделю. В духовных семинариях рекомендовал ввести в число общеобразовательных предметов теорию мелодического, одноголосного пения, теорию хорового пения, контрапункт, формы музыкальных сочинений, историю музыки, музыкальную эстетику; в число специальных предметов помимо истории осмогласия, знаменного распева, крюковой симиографии – регентское дело, практику церковного пения, управление классным хором (шестой класс – правый клирос, пятый класс – левый клирос). Для повышения ответственности учащихся А.В. Касторский предлагал административные меры, в частности, при «неуспехах» на экзаменах лишать права на должность клирика, в богословских аттестатах отмечать каждый предмет. Столь же обстоятельны рецензии А.В. Касторского по разным вопросам. В «Кратком обзоре новейших духовно-музыкальных сочинений» (1900 г.) он даёт оценку трёхголосным переложениям для школ «Литургии св. Иоанна Златоуста», «Последований молебного пения перед началом учения» и «Панихиды» Дмитрия Моисеевич Яичкова. А.В. Касторскому импонировала доступность переложений для детских хоров и классного пения. Особенно он выделял «Панихиду». В случае переиздания этих переложений рекомендовал многочисленные дополнения, исходя из собственного практического опыта композитора и педагога. В рецензии на работу Алексея Ильича Пузыревского «Пение в семейном воспитании» (1901 г.) А.В. Касторский вступил в полемику с автором, не соглашаясь с тем, что тот предлагал начинать обучение пению с музыкальной грамоты в ущерб самому пению.

 



 
PR-CY.ru