КАСТОРСКИЙ Алексей Васильевич

КАСТОРСКИЙ Алексей Васильевич (1869–1944 гг.) – регент, организатор регентcко-учительских и хоровых курсов, композитор, преподаватель церковно-певческих и музыкально-теоретических дисциплин, автор методических работ по церковному пению. В 1881–1887 гг. обучался в Казанской духовной семинарии, в 1892–1897 гг. – в регентском классе Придворной певческой капеллы как вольнослушатель, занимался композицией у Николая Андреевича Римского-Корсакова. Имея большие музыкальные способности, самостоятельно изучил ряд предметов, преподаваемых в консерватории. С 1889 г. (до 1920 г.) работал в Пензе в учительской семинарии, с 1898 г. – в духовной семинарии, одновременно был регентом Петропавловской церкви, с 1891 по 1912 гг. (с перерывом на годы учёбы) – регентом архиерейского хора. В 1918–1922 гг. – один из организаторов и преподаватель пензенской Народной консерватории, созданной на базе музыкальных классов (училища) Пензенского отделения Императорского Русского музыкального общества. В 1922 г. основал Красноармейскую хоровую студию. В 1928–1935 гг. жил в Сухуме, с 1930 г. преподавал в Сухумском музыкальном техникуме. В 1935 г. переехал в Москву, с 1937 г. преподавал в Государственном музыкально-инструкторском техникуме имени Октябрьской революции (с 1942 г. – Музыкальное училище имени Октябрьской революции, ныне Московский государственный институт музыки имени Альфреда Гарриевича Шнитке). Как преподаватель А.В. Касторский был деятельным пропагандистом хорового искусства. Среди его учеников – будущие организаторы хоровых коллективов Пензенского края, известные музыканты и исследователи: Иван Платонович Пономарьков – хормейстер, музыковед и композитор, сначала учитель в селе Рузаевка (ныне город в Мордовии), затем хормейстер оперного театра, преподаватель педагогического института и музыкального училища в Пензе, впоследствии профессор Московской государственной консерватории, дирижёр Государственного хора СССР; Александр Васильевич Никольский – историк церковного пения, профессор Московской консерватории; Иван Михайлович Скобцов – оперный певец (бас), солист Большого театра. А.В. Касторский одним из первых ввёл в церковный хор женские голоса. Руководимые им сводные певческие коллективы Пензы насчитывали до 500 человек. А.В. Касторский проявлял большой интерес к проблемам церковно-певческой жизни своего времени. Своим педагогическим опытом он делился на страницах «Русской музыкальной газеты». В статье «Обучение пению в начальной школе» (1900 г.) писал, что самому учителю необходимы как выразительный голос, так и твёрдое знание музыкальной грамоты, ключей и основ гармонии, умение петь по квадратной ноте, работать с камертоном, регентовать; строение гласовых мелодий и порядок богослужения «должно знать наизусть». В преподавании пения А.В. Касторский различал две стороны: искусство и теорию. Искусство он пения рассматривал и как высшую цель, и как важное воспитательное средство, поэтому определяющим фактором в обучении является формирование у детей навыков пения: умение владеть голосом, способность чувствовать в пении красоту. Детей следует учить «выражать чувство и настроение голосом», чем, по мнению А.В. Касторского, «одухотворяется» и «оживляется» само пение. Сами песнопения изучаются с «голоса» и лишь в конце записываются нотами.

 



 
PR-CY.ru