КАСТОРСКИЙ Алексей Васильевич - Страница 2

Художественную и эмоциональную сторону пения А.В. Касторский ставил на первый план. Приводил опыт собственных методических наблюдений, давал практические советы по задаванию тона, распределял обиходные церковные песнопения на группы по степени сложности: лёгкие – с меньшим количеством звуков (например, «Богородице Дево, радуйся»), с последовательным повышением или понижением ступеней («Достойно есть»), с опорой на главные ступени гаммы («Царю Небесный, Утешителю» – вторая ступень, «Господи, воззвах» седьмого гласа – третья ступень), с «блуждающими мелодиями» («Господи, воззвах» третьего гласа), с ровным ритмом («Взбранной Воеводе»), гласовые мелодии с меньшим количеством строк («Бог Господь» первого гласа легче, чем «Бог Господь» третьего гласа); трудные – со множеством звуков на один слог (величания), с обилием звуков неравной длительности на один слог. Методические советы А.В. Касторский продолжал в разделе «Как обучать пению» с конспектами начальных уроков. Рекомендовал нотную запись по заранее выученным песнопениям в виде лестницы с наглядным движением по восходящим ступеням. Согласно методической записке А.В. Касторского «Преподавание церковного пения в Пензенской духовной семинарии в 1898–1899 учебном году» (1900 г.), программные темы обучения в духовной семинарии соответствовали практике преподавания, разработанной Синодальным училищем церковного пения: попевки и фиты в нотном изложении (первый класс); крюковые изображения периода киноварных помет и упражнения в пении по крюкам (второй класс); элементарная теория музыки (третий класс); гармония по хоровым произведениям (четвёртый класс); история мелодического церковного пения и приёмы начального обучения пению (пятый класс); элементарная теория музыки и обучение пению классному и хоровому (шестой класс, непрограммный). В качестве учебных пособий использовались «Октоих нотного пения», «Очерк истории православного церковного пения» священника Василия Металлова (первое издание: Саратов, 1893 г.). К недостаткам обучения А.В. Касторский относил слабую подготовку в духовных учебных заведениях, отсутствие программных пособий, малочисленность уроков. По мнению исследователей, зрелостью суждений и предложений отличается «Записка о преподавании пения в духовных семинариях и училищах» (1906 г.). На первое место в обучении низших церковнослужителей А.В. Касторский ставил «момент художественный». Само «церковное богослужение должно быть в высшей степени благолепным», что достигается постижением смысла, художественным прочтением духовно-музыкальных сочинений.

 



 
PR-CY.ru