КАСТАЛЬСКИЙ Александр Дмитриевич - Страница 5

Венчает дореволюционный период сочинение А.Д. Кастальского для хора a cappella «Вечная память героям. Избранные песнопения из панихиды» (издано в 1917 г.), написанное на основе первой редакции реквиема «Братское поминовение», из которого композитор заимствовал соответствующий православной панихиде музыкальный материал, дополняя его вновь сочинённой музыкой. Художественные достоинства и идейная глубина этого последнего дореволюционного духовно-музыкального произведения А.Д. Кастальского позволяют исследователям поставить его в один ряд с лучшими русскими хоровыми композициями циклической формы. Февральскую революцию 1917 г. А.Д. Кастальский воспринял с надеждой на возможность проведения радикальных преобразований русского искусства на народных началах; он полагал, что наступит звёздный час Синодального училища, в котором получали образование дети из низших сословий. А.Д. Кастальский выступал на многих собраниях и в периодике, пытаясь убедить власти максимально позаботиться о церковном и народном пении. Принимал участие в обсуждениях проекта постановлений по церковному пению Поместного Собора РПЦ 1917–1918 гг., а также был членом хозяйственно-распорядительного совещания при Соборном Совете. Весной 1918 г. Синодальное училище было национализировано советской властью: в июле 1918 г. оно было преобразовано в Народную хоровую академию. Назначенный её управляющим, А.Д. Кастальский предполагал, что новое учебное заведение станет развивать отечественные хоровые традиции. В его программах было сохранено церковное пение. Однако в 1923 г. академия, несмотря на все попытки А.Д. Кастальского её сохранить, была расформирована. На её основе создан хоровой подотдел Московской консерватории, где А.Д. Кастальский преподавал в звании профессора. В сентябре 1926 г. подотдел также был упразднён. С 1918 г. А.Д. Кастальский в качестве педагога-методиста и этнографа сотрудничал с рядом новых организаций. В 1918–1919 гг. участвовал в деятельности различных подразделений Музыкального отдела (МУЗО) Наркомпроса. С 1919 г. состоял членом его музыкально-этнографической секции, принимал участие в работе Детского подотдела. В 1919–1921 гг. работал в этнографической секции МУЗО, писал докладные записки и планы по организации этнографической работы в стране. «Не было, кажется, ни одного делового собрания, в котором он не принимал участия, где он не выступал бы «в защиту» народной песни. В какую-то минуту этот скромный тихий человек вставал, просил слова и читал заранее заготовленное воззвание, призывающее сосредоточить внимание на народном искусстве». С июня 1919 (или с февраля 1920 г.) по 1922 г. А.Д. Кастальский был заведующим секцией методов работы МУЗО московского Пролеткульта, где занимался проблемами собирания и популяризации памятников народного творчества. В 1919 г. сотрудничал с Военным комиссариатом: составлял инструкции для красноармейских оркестров и хоров, выступал консультантом по организации музыкально-просветительной работы. В 1921 г., когда на основе музыкально-научных организаций при МУЗО Наркомпроса и московского Пролеткульта был основан Государственный институт музыкальной науки (ГИМН), А.Д. Кастальский стал действительным членом его этнографической секции. В 1922 г. стал работать ещё и в Российской академии художественных наук (РАХН).

 



 
PR-CY.ru