КАССИАНОВА УЧЕМСКАЯ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ - Страница 3

При раке хранилась часть древней схимы преподобного – «власяница чёрного цвета, расшитая соответствующими изображениями». Схима возлагалась на иноков и паломников, страдавших головной болью. Здесь же хранился и деревянный крест-мощевик, по преданию принадлежавший основателю пустыни. По преданию, игумен Филарет исцелился от зубной боли, приложившись к этому кресту. Серебряный позолоченный оклад для креста был изготовлен 4 октября 1710 г. также на средства иеродиакона Стефана. На западной стене тёплого придела храма, справа от входа, хранился белокаменный «княжеский герб» Кассиана – «двуглавый орёл, по бокам которого два сосуда с цветами». В «книгохранительнице» при Успенской церкви находились три старопечатных Евангелия (1653, 1657 и 1689 гг.) в «ценных переплётах», а также монастырский архив; в ризнице – 18 риз, три подризника, десять епитрахилей, шесть стихарей, шесть орарей, десять пар поручей, два пояса, плащаница на жёлтой тафте, воздухи и пелены. Около 1710 – 1714 гг. в Кассиановой пустыни возвели каменный одноглавый храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи с трапезной и северным приделом во имя равноапостольных Константина и Елены. Согласно описи 1752 г., барабаны и главы были «выкладены кирпичом на каждой главе крест и чепи железные луженые» (Государственный архив Ярославской области). К 1764 г. в Иоанно-Предтеченской церкви стоял трёхъярусный, а в приделе – двухъярусный иконостас. Для освещения использовалось сначала деревянное, а затем медное паникадило (весом в 17 фунтов). В церкви и трапезе были печи, выложенные муравлёными изразцами. При трапезе располагались «хлебная палата и хлебодаренная келья», в особых помещениях – поварня и солодовня. До 1764 г. в Кассиановой пустыни сохранялась и прежняя, деревянная Иоанно-Предтеченская церковь, но богослужения в ней не совершались. В Кассиановой пустыни находилась небольшая ветхая деревянная часовня, в которой, по преданию, молился преподобный Кассиан (либо возведённая над местом его погребения). Она представляла собой четырёхугольную в плане постройку клетского типа, крытую двускатной кровлей и завершённую небольшой главкой с крестом. Над северными св. воротами монастырской ограды стояла восьмигранная шатровая колокольня (1711 г.?) с шестью колоколами и боевыми часами. По описи 1752 г., глава колокольни, как и у Успенской церкви, была покрыта лужёным железом. Описи также фиксируют: в 1702 г. – деревянные ограду, игуменскую келью, семь братских келий с сенями, хлебню, два тёплых погреба, ледник и три «житейных амбара», в 1764 г. – два каменных игуменских корпуса (один из них, двухэтажный, примыкал к колокольне) с деревянными сенями, каменную и три деревянные братские кельи, а также бревенчатую ограду со столбами (длина 54 сажён, ширина 27 сажён), с каменными и деревянными воротами и со сторожкой. За оградой находились деревянные настоятельская и братская бани, огород (36х30 сажён), конюшенный и скотный дворы, избы с амбарами и сараями. Пустынь имела табун лошадей и стадо скота. Так, к 1752 г. на конюшенном дворе содержались гнедой жеребец, пять меринов, десять трёхлетних жеребцов, 15 кобыл, шесть годовалых жеребят и козёл с козой. На дворе хранились две дорожные коляски, крытые кожей сани, четыре ветхие «волоковни» и телега.

 



 
PR-CY.ru