КАРПАСИЙСКАЯ ЕПИСКОПИЯ - Страница 14

Расположение композиции «Благовещение» на стене нетипично для византийского искусства, одно из исключений исследователи встречают в церкви Пресвятой Богородицы Прототрони на Наксосе (слой конца XII – начала XIII вв.). Моделировка ликов и трактовка одежд имеют черты позднекомниновского стиля, в связи с чем росписи датированы Х. Ходзакоглу XIII в. А. Папагеоргиу относит фрески на северной стене к началу XIII в., а отличающиеся схематичностью изображения на южной стене – к более позднему времени. Однонефная с полуциркульным сводом церковь святителя Филона в местности Агридия (примерно в 10 км к востоку от Ризокарпасо; к югу от Афендрики) была возведена в XII в. В период правления династии Лузиньянов с юга к ней был пристроен разрушенный в настоящее время сводчатый парекклисион такого же размера, как и церковь. Затем к церкви и парекклисиону был добавлен общий нартекс, который также не сохранился. В западной части южной стены находилась гробница (по мнению исследователей, ктитора). До турецкого вторжения в 1974 г. сохранялись фрагменты фресок на южной и западной стенах, на южной части западной стены и в южной части свода, относящиеся к двум слоям живописи: XII в. и конца XII – начала XIII вв. На фресках конца XII – начала XIII вв., находившихся в пристенной арке южной стены, изображён мученик Христофор, над этой аркой – фронтальные фигуры Иоанна Златоуста и великомученика Георгия Победоносца. Над западной пристенной аркой южной стены помещены изображения св. Иоанна Предтечи и равноапостольных Константина и Елены, над восточной пристенной аркой – фрагменты композиции «Распятие». В южном углу верхней части западной стены на нижнем слое XII в. представлена фигура иерарха в развороте на три четверти, а на верхнем слое конца XII – начала XIII вв. изображён неизвестный святой. Ниже сохранилась часть фронтальной фигуры иерарха, выполненная в более крупном масштабе. В северной стене храма в пристенной арке устроен вытесанный из камня проскинитарий с фреской XVI в., изображающей святителя Фирса и ктиторов. Фрески были сняты и вывезены (местонахождение исследователям неизвестно). В настоящее время церковь используется как загон для скота. Церковь архангела Михаила в Ялусе состоит из примыкающих друг к другу разновременных построек: северный храм исследователи относят к византийскому периоду, южный, со стрельчатым сводом, – к более позднему времени (XVIII в.?). К однонефному крестово-купольному храму XII в. с одной апсидой добавлен (как полагают исследователи, в конце XII в.) чуть более высокий нартекс с куполом, имитирующий снаружи крестово-купольный храм. Северная стена наоса декорирована тремя плоскими нишами, а северная стена нартекса – пятью плоскими ступенчатыми нишками. К южному храму с юга пристроена открытая галерея с аркадой. Стены завершаются сложнопрофилированными карнизами, а апсида – зубчатым карнизом. В нартексе сохранились два фрагмента росписей: гигантская фигура архангела Михаила в пристенной арке южной стены и голова другого архангела над дверью в северной стене (Х. Ходзакоглу датирует эти фрески периодом династии Лузиньянов). Восточный трёхнефный четырёхстолпный крестово-купольный храм святителя Синесия в Ризокарпасо построен в XII в. Между 1865 и 1871 гг. была разрушена западная стена, и пристроен другой крестово-купольный храм. Строительными работами руководил архитектор Христодулос Михаил. Барабан над восточной частью цилиндрический, а над западной частью восьмигранный снаружи и цилиндрический внутри.

 



 
PR-CY.ru