КАРПАСИЙСКАЯ ЕПИСКОПИЯ - Страница 12

Поскольку северный придел был длиннее, то, как полагают исследователи, в то же время была разрушена западная стена, и первоначальное здание было продлено к западу. Одновременно с этим была пристроена верхняя часть северной центральной арки, которая поддерживает купол. В 1804 г. западная стена была снесена, и храм снова расширен к западу. Наос и придел разделяет островерхая арка. Тогда же замуровали вход в северный придел, и сделали новую дверь западнее. В 1925 г. к южной стене была прикреплена западная пристенная арка, и растёсаны новые двери в южной стене и в западной части северной стены. В кладку современной колокольни, примыкающей к северо-восточному углу здания, включён фрагмент мраморного темплона византийской церкви. Сохранились изображения Пантократора в куполе (поновлено) в окружении ангельских сил и с предстоящими перед Престолом уготованным Богородицей и св. Иоанном Предтечей, Богоматери «Оранты» – в конхе апсиды, шесть сцен Богородичного цикла, в том числе с сюжетами апокрифических Евангелий («Благовещение», «Принесение даров Иоакимом и Анной», «Моление праведного Иоакима», «Моление праведной Анны», «Встреча Иоакима и Анны», «Рождество Пресвятой Богородицы») – в подпружных арках, «Вознесение Господне» – на своде вимы. Кроме того, в северной арке изображена частично утраченная композиция «Рождество Христово». Сильно повреждённые фрески были раскрыты в западной пристенной арке южной стены: фигуры мучеников в рост по две пары в верхней (имена исследователям неизвестны) и в нижней зоне (Сергий и Вакх?), на своде арки – погрудные образы мучеников Анемподиста, Елпидифора и неизвестного святого, а на внутренних сторонах арки – фрески XV в. с изображением мученика Мины (или мученика Виктора, согласно Х. Ходзакоглу) и преподобного Андроника. Фрески церкви Пресвятой Богородицы в Трикомо наряду с росписями Асину Панагии церкви (1105/1106 г.) и монастыря Иоанна Златоуста близ Куцовендиса относятся к лучшим произведениям раннекомниновского искусства на Кипре (Стилиану и Папагеоргиу считают, что в этих храмах работал один художник). Д. Уинфилд предположил, что церкви Панагии Асину и Пресвятой Богородицы в Трикомо украсил фресками ученик мастеров, работавших в Куцовендисе. Однако помимо ставшей традиционной датировки этих росписей началом XII в. высказывались мнения о более позднем времени их создания, основанные на изображении в куполе вокруг Пантократора служащих ангелов. Этот иконографический извод появился в середине XII в. (самый ранний случай – церковь Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана), Палермо, Сицилия, 1143–1148 гг. или около 1146 – 1151 гг.). В первом издании исследования «Расписанные церкви Кипра» Стилиану датировали фрески церкви Пресвятой Богородицы в Трикомо серединой XII в. Т. Вельманс предположила, что эти росписи были выполнены около 1170 г., и эта гипотеза была принята рядом исследователей. А. Вейл-Карр считает эту датировку слишком поздней и относит создание фресок к 1130 гг., того же мнения придерживается О.Е. Этингоф. Н. Гиолес полагает, что росписи Трикомо были созданы в 1120 гг.

 



 
PR-CY.ru