КАРПАСИЙСКАЯ ЕПИСКОПИЯ - Страница 13

В северном приделе на своде сохранились фрески с изображением Христа в мандорле (как полагают исследователи, фрагмент «Вознесения»), царей Давида и Соломона. Стилиану датируют их XV в., Папагеоргиу – концом XV – началом XVI вв., Илиадис – первой половиной XVI в. Однонефная церковь мученицы Мавры близ Ризокарпасо построена в XII в. Каждая из боковых стен имеет по три пристенные арки. Над полуциркульным сводом в 1967 г. реставраторами была сооружена двускатная черепичная крыша. Декоративный орнаментальный пояс из кирпича на западном фасаде – единственный на Кипре. От позднейшего нартекса остались руины. Фрески второй четверти XII в. покрыты слоем солей от протечек дождевой воды. Сохранились изображения Богоматери «Оранта» с предстоящими архангелами в конхе апсиды, ниже – фрагменты композиции «Служба святых отцов», на северном и южном завершениях апсидной арки – два столпника, в восточной части свода – «Вознесение Господне», в северной половине центральной части свода – «Благовещение» (фрагменты), в южной половине – «Успение Пресвятой Богородицы», в южной половине западной части свода – «Сретение Господне» (фрагменты), на западной стене – «Сошествие Святого Духа», под этой композицией – неизвестная святая (плохо сохранилась). На восточной поперечной арке изображены цари Давид и Соломон, в зените западной поперечной арки – священномученик Фока. По мнению А. Папагеоргиу, эти фрески напоминают росписи церкви Пресвятой Богородицы в Трикомо и церкви Панагии Асину, но более схематичные и упрощённые. В XIII или XIV в. в западной пристенной арке южной стены был изображён Георгий Победоносец на коне, в центральной пристенной арке северной стены – архангел Михаил. Миниатюрная однонефная церковь великомученицы Марины (примерно в 8 км к юго-востоку от Ялусы в местности Пиргос) была построена в XII в. Большая часть апсиды и западной стены разрушена. Полуциркульный свод поддерживает поперечная арка, опирающаяся на две пристенные опоры. В XIV–XV вв. с северной стороны церкви был воздвигнут парекклисион, а впоследствии к ним был пристроен общий нартекс. От парекклисиона и нартекса сохранились только фундаменты. Первоначально вся церковь была расписана фресками, которые А. Папагеоргиу датирует серединой – последней четвертью XII в. Он отмечает, что художник искусно передал пропорции и объёмность фигур, а моделировка одежд с развивающимися складками свойственна комниновскому маньеризму. Х. Ходзакоглу датирует эти росписи XIII в. На южном склоне свода вимы четыре фигуры (три апостола и, как полагают исследователи, архангел), по мнению исследователей, относятся к композиции «Вознесение Господне». Фрагменты нимбов святых сохранились на внутренней стороне укрепляющей алтарной арки. На южной стене к западу от пристенной опоры видны остатки композиции «Видение великомученика Евстафия Плакиды». Маленькую однонефную сводчатую церковь великомученицы Марины близ Ризокарпасо исследователи предположительно относят к XII в. Восточная стена с апсидой и части северной и южной стен были разрушены и построены заново в позднейшее время. Храм покрыт двускатной черепичной крышей. На северной стене помещены сильно повреждённое изображение Богоматери на лирообразном престоле и рядом фигура с нимбом («Благовещение»?), на южной стене – образы четырёх святых.

 



 
PR-CY.ru