КАРПАСИЙСКАЯ ЕПИСКОПИЯ - Страница 11

В апсиде под конхой видны два слоя росписей: сильно повреждённое изображение архангела (?) и великомученика Георгия Победоносца (древнейший слой); Богоматерь «Оранта» без Предвечного Младенца с четырьмя предстоящими архангелами (верхний слой). Нижний слой А. Папагеоргиу датирует XI в., а верхний – XII в. Изображения великомученика Георгия в апсиде и Богоматери «Оранты» не в конхе, а под ней являются архаичными чертами. Над аркой, соединяющей юго-восточный столб с восточной стеной, помещены сцены богородичного цикла «Моление праведной Анны», «Встреча Иоакима и Анны», «Праведная Анна перед священником» (или «Обсуждение закона Иоакимом и Анной»); над аркой, соединяющей северо-восточный столб с восточной стеной, – «Приношение даров Иоакимом и Анной» и «Молитва праведного Иоакима». На северо-восточном и юго-восточном столбах и на внутренних сторонах арок, соединяющих эти столбы с восточной стеной, частично сохранились изображения святых. Часть фресок была вывезена в Германию, некоторые из них обнаружены в коллекции А. Дикмана в Мюнхене, две возвращены в Византийский музей имени архиепископа Макария III в Никосии. Значительно перестроенную однонефную сводчатую церковь великомученика Феодора в селе Ватилакас исследователи традиционно датируют XIV в. Однако, по мнению Х. Ходзакоглу, она относится к средневизантийскому периоду. Свод поддерживают две поперечные подковообразные арки. В настоящее время византийский свод заменён двускатной цементной крышей, храм оштукатурен цементным раствором. В апсиде сохранились фронтальные фигуры святителей. Х. Ходзакоглу датирует их не позднее концом XI в. Церковь великомученика Георгия Победоносца Саккаса  близ Ялусы представляет собой маленькую однонефную постройку конца XI – начала XII вв. с цилиндрическим сводом, который поддерживает поперечная арка. В период правления династии Лузиньянов западная стена была разобрана, и пристроен нартекс кубической формы с полукруглым куполом без барабана. К древнейшему слою росписей конца XI – начала XII вв. принадлежит изображение неизвестного святителя на северной стене и святителя Фирса, епископа Карпасийского, на южной стене. Рядом со святителем Фирсом изображены великомученица Варвара (XIII в.) и неизвестная святая (более поздняя фреска, которую Илиадис датирует первой половиной XVI в.). При византийском храме в 1940 гг. возник женский монастырь, и вокруг церкви были построены кельи. Церковь Пресвятой Богородицы в Трикомо начала XII в. представляет собой синтез «купольного зала» и храма типа «компактно вписанного креста». Для сооружения древнейшей части храма использовались блоки туфа от саламинского водопровода с небольшим добавлением плинфы, что исследователи считают редкостью для этого региона. Северная и южная стены снабжены тремя пристенными арками, средняя имитирует рукав креста; арки разделены опорами, имеющими не прямоугольную, а круглую форму. В высоком барабане прорезаны 12 окон, как и в построенном в конце XI – начале XII вв. парекклисионе Святой Троицы монастыря Иоанна Златоуста близ Куцовендиса. Все окна, включая апсидные, снаружи окружены плоскими нишами. В XV в. был добавлен северный придел с полуциркульным сводом, имеющим остроконечное завершение. При этом северная стена первоначальной церкви была разобрана и заменена двумя готическими арками.

 



 
PR-CY.ru