КАНЦИОНАЛ - Страница 3

При издании песен, как правило, использовалась современная пятилинейная нотация, в том числе для григорианских мелодий. В церковных песенниках конца ХIХ – начала ХХ вв. публиковались церковные песни в обработке для хора или для исполнения с органом. После сторого Ватиканского собора именно сборники песен, а не церковные Канционалы стали основой для современных католических музыкально-литургических изданий и богослужебного пения. В протестантской церковной практике, главным образом, в Центральной Европе, Канционалом называются сборники песнопений богослужебного и внебогослужебного назначения, появившиеся в XV в. и получившие широкое распространение с XVI в. Канционалы разных протестантских деноминаций имели свои отличия, при этом значительная часть песенного репертуара принадлежала к общей традиции. Первые протестантские Канционалы содержали песнопения на латинском языке, в том числе с григорианскими мелодиями, однако со временем доля католических песнопений в протестантских изданиях уменьшается. Большинство изданий Канционала XVI в. содержали одноголосные духовные песни и адаптированные григорианские мелодии. В Канционале песнопения записывались двумя типами нотаций – хоральной и мензуральной. Ненотированные песенники исследователи встречали достаточно редко. В Чехии одним из первых рукописных сборников этого типа является гуситский «Йистебницкий Канционал» (1420 гг.), содержащий, главным образом, григорианские песнопения оффиция и мессы, переведённые на чешский язык, а также 14 латинских и латинско-чешских песен (подробнее см. в ст. Гуситское пение). «Йистебницкий Канционал», как и ненотированный Канционал, изданный в 1501 г. в Праге (по мнению исследователей, наиболее вероятно – общиной чешских братьев), по структуре и содержанию близок, по мнению исследователей, скорее, к католическому Канционалу XV – начала XVI вв., содержащим преимущественно григорианские песнопения. Позднее в Канционал стали помещать песни строфической формы, образцами для таких изданий послужили немецкие протестантские сборники XVI и последующих веков. Несохранившиеся Канционалы чешских братьев с названием «Песни во славу Божию» (Прага, 1505 г.; Литомышль, 1519 г., ставшим позднее традиционным) представляли собой значительные по объёму печатные собрания духовных песен, которые были сгруппированы по праздникам церковного года. По мнению исследователей, эти Канционалы не были нотированы. Сохранился немецкий перевод этого типа Канционала – «Новая песенная книжечка» («Ein new Geseng Buchlen»), подготовленный Михаэлем Вайсе в 1531 г. в городе Юнгбунцлау (Млада-Болеслав) для немецких членов братства. Этот сборник считается первым нотированным протестантским Канционалом на чешских землях. Печатные издания утраквистов, как и ранние Канционалы чешских братьев, обычно не содержали нотного текста. В рукописные утраквистские Канционалы помимо григорианских мелодий помещали многоголосные полифонические сочинения, в том числе чешские песни с cantus firmus в теноре. Количество песен в Канционале со временем увеличивалось, репертуар пополнялся новыми сочинениями. Канционал «Písnĕ chval božských» Яна Рога (Прага, 1541 г.) содержал 482 текста песен, из них 305 нотированных, «Písnĕ duchovní evangelistské» епископа церкви чешских братьев Яна Благослава (Иванчице, Моравия, 1564 г.) – 725 текстов, из них 440 с мелодиями, в том числе 96 новых текстов с новыми напевами.

 



 
PR-CY.ru