КАНЦИОНАЛ - Страница 2

Исследователи отмечают, что рукописные Канционалы XVIII в. (например, ряд Канционалов монастыря бенедиктинок в Станёнтках, современный Величский повят Малопольского воеводства, Польша) содержали как григорианскую монодию, так и многоголосные сочинения. Григорианское пение было основой католического Канционала и в XIX в. Например, в изданный священником Павлом Римским в 1856 г. в Варшаве «Cantionale ecclesiasticum» входят григорианские процессиональные и другие антифоны, гимны, песнопения заупокойных служб, а также популярные песни на польском языке; в издании приведены сведения о хоральной нотации и особенностях исполнения григорианских песнопений. Канционал как разновидность литургических книг издавались до второго Ватиканского собора. В Польше в конце XIX – первой половины XX вв. получили распространение издания с названием «Cantionale ecclesiasticum», подготовленные священником Яном Седлецким (Краков, 1882 г., переиздано: 1922, 1925 гг.) и священником Вацлавом Гебуровским (Познань, 1926 г.; Познань; Варшава; Люблин, 1950 г.; переработанные издания на польском языке: Познань, 1952, 1954 гг.). Григорианские песнопения в Канционале записывались с помощью хоральной линейной нотации, песни – хоральной или мензуральной нотацией. Песенные сочинения имели три варианта фиксации мелоса: мелодия записывалась целиком; указывался текстовый инципит сочинения, на мелодию которого нужно было исполнять песню (без записи мелодии); перед текстом песни приводился её начальный мелодический фрагмент. Разновидностью Канционала в католической литургической и паралитургической практике стали песенники, не называющиеся Канционалом, однако включающие сочинения для богослужений как хорального, так и песенного (в том числе на национальных языках) репертуара с преобладанием последнего. В отличие от церковных Канционалов такие песенники не имели официального литургического статуса, содержащийся в них репертуар относился к разряду «благочестивой практики» (pia exercitia), а не «литургических действий» (actiones liturgicae). Тем не менее, со временем духовные песни на латинском и национальных языках всё чаще звучали на богослужении, постепенно вытесняя традиционные церковные Канционалы, а последние под влиянием изданий нового типа включали сочинения песенного жанра. Один из ранних сборников, «Партеномелика, или Благочестивые песни о Пресвятой Владычице» Валентия Бартошевского (Вильно, 1613 г.), содержал григорианские песнопения, польские и латинские песни; часть песенных текстов помещалась под пустыми нотными линейками, на которых можно было записать любой вариант мелодии. Сборник «Католические песни» («Cantus сatholici»; венгерское издание: Лёче, 1651, 1703 гг.; Кашша, 1674 г.; Надьсомбат, 1675, 1738 гг.; Буда, 1792 г.; Вач, 1797 г.; словацкое издание: Левоча, 1655 г.; Трнава, 1700 г.) включал песни на латинском и национальных языках; григорианский репертуар в сборнике отсутствовал или был сведён до минимума. В песенных изданиях сочинения печатались преимущественно в одноголосном виде. Католические песенники имели разнообразные названия: польские «Благочестивые песни на праздники» (Краков, 1627 г.), «Ангельские симфонии» Яна Жабчица (Краков, 1630 г.); венгерская «Небесная лира» архидиакона Дьёрдя Нараи (Трнава, 1695 г.); чешский «Чешский декахорд» Иржи Шипаржа (Прага, 1642 г.), «Чешская музыка Деве Марии» Адама Вацлава Михны (Прага, 1647 г.), «Чешский канционал» Матея Вацлава Штейера (Прага, 1683 г.), «Райский соловей» Яна Йосефа Божана (Градец-Кралове, 1719 г.), в ХIХ в. для изданий с песенным репертуаром закрепилось название «Церковный песенник», например, польские сборники священника Михала Мёдушевского (1838 г.) и священника Я. Седлецкого (1876 г.; первые 11 изданий назывались «Малый песенник, содержащий церковные песни»; всего выдержал сорок изданий).

 



 
PR-CY.ru