КАНЦИОНАЛ

КАНЦИОНАЛ (лат. Cantionale, от cantio – (духовная) песня) – в западной христианской традиции название сборников литургических песнопений и церковных песен. В католической литургической практике с XV в. стал употребляться сборник избранных григорианских песнопений из Градуала, Антифонария, Ритуала, Процессионала и других литургических книг, получивший название «Церковный канционал» («Cantionale ecclesiasticum»). Среди ранних образцов такого сборника – краковский Канционал, переписанный в конце XV в. каноником Я. Гаславским: «Cantionale ecclesiasticum complectens omnia quibus ex praescripto et approbatione synodorum provincialium ecclesia Polonia utitur» («Церковный канционал, содержащий всё, что употребляется в Польской церкви согласно предписанию и одобрению местных синодов»). В отличие от Антифонария и Градуала Канционал не был чётко регламентирован по составу песнопений. Так называемый Франусов Канционал («Cantionale Franus»; переписан в чешском городе Градец-Кралове в 1505 г. Яном Франусом, название сборника отсутствует) включает следующие группы произведений (соответствующие содержанию латинских литургических книг или их разделов): избранные григорианские песнопения ординария («Kyriale») и проприя («Graduale») мессы, Символ веры (Patriamina, Creda seu Symbola), собрание секвенций (Sequentiale), лат. и чеш. одноголосные песни, 2-4-голосные песни и мотеты (Cantionale), песнопения оффиция (Antiphonale), а также полные циклы вотивных месс в честь Божьей Матери, служившихся рано утром в будние дни Адвента (Missae «Rorate» in adventu Domini). В последнем разделе вместе с некоторыми частями ординария («Kyrie») и проприя («Alleluia») содержатся группы одноголосных латинских песен (Cantio) и секвенций (Prosa). Таким образом, в ранних католических Канционалах значительную часть репертуара составляли одноголосные григорианские песнопения с добавлением песен на латинском (преимущественно) и национальных языках, а также многоголосные композиции – мотеты, в том числе многотекстовые. В тех Канционалах, которые содержат обширный песенный репертуар, имеются указания о включении в католическое богослужение духовных песен, в том числе на национальных языках. Со временем название «Cantionale», первоначально относившееся к одной из частей книги, закрепилось за всем сборником избранных песнопений мессы и оффиция. В период Контрреформации на основе средневеково-ренессансного Канционала появляется два типа сборников: церковный Канционал и песенник. Основой церковного Канционала остаются одноголосные григорианские песнопения, но в него включены и одноголосные песенные сочинения, а в некоторых случаях – многоголосные композиции. К этой разновидности Канционала исследователи относят, например, «Cantionale Catholicum: Régi, és uj, deák, és Magyar aítatos egyházi énekek» («Католический Канционал: Cтарые и новые венгерские благочестивые церковные песнопения»), составленный и подготовленный к печати трансильванским францисканцем Яношем Кайони в Чикшомьо (ныне Шумулеу, Румыния) в 1676 г. (переиздано: 1719, 1805–1806, 1921 гг.) и содержащий как григорианские песнопения, так и песенные сочинения на венгерском языке. В издании есть также раздел «Ad сantores et musicos» («К канторам и музыкантам»), где содержатся описание хоральной линейной нотации (см. в ст. Невмы) и другие сведения из музыкальной теории. В XVIII в. рукописные церковные Канционалы стали одной из наиболее распространённых литургических книг. Из монашеских Орденов особое предпочтение Канционалам отдавали женская и мужская ветви францисканцев, бернардинцев, цистерианцев, бенедиктинцев.

 



 
PR-CY.ru