КАНОНЫ - Страница 2

В него вошли 85 Апостольских правил, 20 правил первого Вселенского собора (325 г.), семь – второго Вселенского (381 г.), восемь – третьего Вселенского (431 г.), тридцать – четвёртого Вселенского (451 г.), сто два – Трулльского (691–692 гг.), двадцать два правила седьмого Вселенского (787 г.), каноны поместных Соборов: Анкирского (314 г.) – 25, Неокесарийского (между 314 и 325 гг.) – 15, Гангрского (около 340 г.) – 21, Антиохийского (341 г.) – 25, Лаодикийского (около 343 г.) – 60, Сардикийского (343 г.) – 20 (по другой нумерации – 21), Константинопольского (394 г.) – 1, Карфагенского (419 г.) – 133 (по другой нумерации – 147), Константинопольского Двукратного (861 г.) – 17, Константинопольского в храме Святой Софии (879 г.) – 3; правила отцов церкви: четыре правила Александрийского епископа Дионисия Великого, 11 (по другой нумерации – 12, первое правило разделено на два) – Григория Чудотворца, 15 – Александрийского архиепископа Петра I, 3 – Афанасия I Великого, 92 – Василия Великого, 18 – Александрийского архиепископа Тимофея I, 1 – Григория Богослова, 1 – Иконийского епископа Амфилохия, 8 – Григория Нисского, 14 – Александрийского архиепископа Феофила, 5 – Александрийского архиепископа Кирилла, 1 – Константинопольского патриарха Геннадия I и 1 – Константинопольского патриарха Тарасия. В качестве приложения в некоторые издания свода канонов включаются также постановление Карфагенского собора 255 г., который состоялся под председательством Киприана, о перекрещивании еретиков и правила Константинопольских патриархов Иоанна Постника, Никифора I Исповедника и Николая III Грамматика, в состав канонического корпуса не входящие. Включение в канонический корпус правил Вселенских соборов не нуждается в особом пояснении. Вселенский собор – орган вселенского епископата, носителя высшей церковной власти. Вселенские соборы, по учению церкви, непогрешимы. Их непогрешимость вытекает из догмата о непогрешимости церкви. Непогрешимое, боговдохновенное правило, принятое применительно к конкретной обстановке, может утратить характер действующей нормы только потому, что изменились обстоятельства, продиктовавшие его появление. Признание канонов непогрешимыми не ставит неодолимого барьера для церковного правотворчества в той области, которая уже регулирована правилами Соборов. Что же касается включения в канонический свод правил десяти поместных Соборов, то для этого есть следующие основания. Постановления десяти поместных Соборов имеют статус, который приравнивается к статусу Вселенских; такое значение восемь из них признано Вселенской церковью и утверждено Трулльским собором (правило 2) – это Анкирский собор 314 г., Неокесарийский собор, состоявшийся между 314 и 325 гг., Гангрский собор – около 340 г., Антиохийский – в 341 г., Лаодикийский – около 343 г., Сардикийский – в 343 г., Константинопольский – в 394 г., Карфагенский – в 419 г. Правила Константинопольского собора 861 г., именуемого также Двукратным собором, вошли в «Пидалион», где они помещены непосредственно за правилами Вселенских соборов, т.е. впереди правил других поместных Соборов, в нарушение хронологического порядка.

 



 
PR-CY.ru