КАЛЛИСТ АНГЕЛИКУД - Страница 11

Этот апофатизм, столь характерный для сочинений Каллиста Ангеликуда, восходит к «Ареопагитикам». Исследователи не сомневаются, что автор «Ареопагитик» был одним из наиболее авторитетных для Каллиста Ангеликуда авторов, равно как и для других исихастов XIV в. К мысли Ареопагита восходит и такая важная черта мышления Каллиста Ангеликуда, как представление об иерархичности всего сущего, о небесных умах и сущностях, окружающих Бога, об иерархии созерцаний, возводящих к высшей Красоте. Однако интерпретация идей «Ареопагитик», которую даёт Каллист Ангеликуд в своих сочинениях, является самой необычной из тех, что были даны его современниками. По мнению исследователей, соперничать в этой области с Каллистом Ангеликудом может лишь Григорий Синаит с его учением о четырёх иерархиях. Каллист Ангеликуд творчески истолковывает учение об иерархиях: для того чтобы приобщиться свойственному каждой из ангельских иерархий «светораздаянию» и тем самым уподобиться небесным чинам, приобщая людей божественному знанию и просвещению, согласно Каллисту Ангеликуду, необходимо прежде приобщиться Самому Богу, Цели всех иерархий, отчего всё дальнейшее предстаёт в изложении Каллиста Ангеликуда не «восхождением», но «нисхождением», вплоть до «степени» ангела: «…Причастный Святому Духу ум становится и престолом Его… Дух его объемлет явным образом и приводит к союзу с Собой, как если бы Сам Бог отдыхал на этом уме как на престоле». Здесь Каллист Ангеликуд, как и в случае с учением об «умном чувстве», предстаёт продолжателем древней мистической традиции, нашедшей отражение, например, в «Макариевском корпусе», а в XIV в. чрезвычайно важной для Григория Синаита. Однако у Каллиста Ангеликуда учение о душе как о престоле Божьем разработано более подробно: согласно Каллисту Ангеликуду, престолом является ум, а «броздами» – остальные силы души, причём силы души у Каллиста Ангеликуда сами составляют иерархию, подобную ангельской. «И сие есть удивительное начало преуспеяния души, ибо она (должна достигнуть) не чина ангела, т.е. самого кроткого из чинов небесных сил, но чина Бога Вышнего… Люди, прежде чем стать богами в Духе, и престолами Божьими, и херувимами, и серафимами и прочими более низкими духовными чинами, не могут стать со всею несомненностью ангелами и воспринять служение перед Богом, и научить должному во истине и Духе…». Учение Каллиста Ангеликуда, по мнению исследователей, представляет собой синтез идей Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника, учивших соответственно об иерархии в отношении связи между Богом и миром и между Богом и человеком. Таким образом, учение Каллиста Ангеликуда об иерархии можно прочитывать «интериоризированно»: ум, снизойдя в сердце молящегося, становится престолом Божьим и вследствие этого херувимом, серафимом, господством и властью для прочих её сил. Однако завершением описанного нисхождения становится то, что душа предстаёт архангелом, т.е. наставником, для собратьев созерцателя и ангелом, возвещающим им Божьи повеления. Мысль Каллиста Ангеликуда об иерархии смыкается тем самым с представлениями об этом предмете, которые нашли отражение в творениях Никиты Стифата и Григория Синаита.

 



 
PR-CY.ru