ЮЛИЙ II - Страница 5

Этот самый воинственный из пап был и самым выдающимся радетелем за блеск Ватикана в эпоху Возрождения. В своих культурных вкусах и влечениях он представляет собой развитие течения, начатого Николаем V (1447–1455 гг.) и Сикстом IV. Покровительствуя искусству, Юлий II стремился воплотить грандиозность своей мировой роли в блистательных произведениях архитектуры, скульптуры и живописи. С его мировоззрением связывалось желание сделать Рим главным центром художественной деятельности, направляемой высшим авторитетом церкви. Почин Юлия II превратил Вечный город в роскошное средоточие пышно созревшего позднего Ренессанса; дальнейший художественный расцвет Рима был последствием данного им толчка. Не удовлетворяясь работой даже таких крупных талантов, как Джулиано да Сангалло (около 1445 – 1516 гг.) и Андреа Сансовино (около 1467 – 1529 гг.), Юлий II призвал к себе Донато Браманте (1444–1514 гг.), Микеланджело Буонарроти (1475–1564 гг.) и Рафаэля Санти (1483–1520 гг.), многие из лучших произведений которых связаны с его именем. При Юлии II был модернизирован строительный план Рима (в частности, чтобы обезопасить город от наводнений, изменено течение Тибра). В 1506 г. было начато строительство нового собора Святого Петра в соответствии с планами архитектора Донато Браманте. В 1512 г. были открыты для обозрения фрески в Сикстинской капелле, которые считаются вершиной творчества гениального Микеланджело Буонарроти. Юлий II хотел ещё при жизни воздвигнуть себе памятник и поручил исполнение проекта Микеланджело Буонарроти, мечтавшему создать храм с роскошным саркофагом и скульптурными группами, которые бы символизировали основные элементы дела папы. Чуждый мелкого эгоизма, Юлий II скоро, однако, охладел к этому предприятию и сосредоточился на задаче перестроить совершенно заново в громадных размерах базилику св. Петра и тем воздвигнуть памятник уже не себе, а папству. Донато Браманте стремился выполнить этот план, из которого вырос всемирно знаменитый храм св. Петра, рядом с которым по планам того же Браманте был расширен Ватиканский дворец. Поэтому надгробие прекрасный купол остались незаконченными. Указание на то, что гробница Юлия II работы в Сан-Пьетро-ин-Винколи (место изначального захоронения папы), исследователи признают распространённой ошибкой, поскольку эта могила не была завершена до 1545 г. и представляет собой сокращённую версию запланированного оригинала, который был изначально предназначен для базилики св. Петра. Сам же Юлий II был изначально похоронен в соборе св. Петра в Ватикане. Его останки (вместе с прахом его дяди Сикста IV) были осквернены во время разграбления Рима в 1527 г. Ныне они покоятся в соборе св. Петра в передней части памятника папе Клименту X (1670–1676 гг.). Юлий II был первым папой, тело которого бальзамировали. Рафаэль Санти в 1508–1512 гг. украшает апартаменты Ватиканского дворца (знаменитые «Стансы»). С именем Юлия II связано и увлечение в Риме садами. Донато Браманте вокруг собора разбил сад, интересный не только растениями, но и коллекцией античной скульптуры, включая Аполлона Бельведерского. Склоны гор, лестницы и аркады, покрытые садами, он соединил в единый монументальный комплекс. Учёный каноник Франческо Альбертини составил при жизни папы книгу «О чудесах древнего и нового Рима» с любопытным описанием города, как он вырос в понтификат Николая V, Сикста IV и Юлия II. На триумфальной арке, устроенной в Риме для торжественного въезда новоизбранного папы Льва X (1513–1521 гг.), была начертана надпись: «При Александре царствовала Венера, при Юлии – Марс, теперь наступает владычество Паллады» (на самом деле Юлий II дал основание работы его преемника). Он обычно изображается с бородой после появления на знаменитом портрете Рафаэля. Тем не менее, папа носил бороду только с 27 июня 1511 г. по март 1512 г. в знак траура в связи с потерей Болоньи (при этом он стал первым папой со времён античности, который носил бороду). Юлий II снова сбрил бороду незадолго до смерти, а его ближайшие преемники были гладко выбриты. Однако папа Климент VII снова отпустил бороду в знак траура после разграбления Рима в 1527 г. В дальнейшем все папы были бородатыми до смерти папы Иннокентия XII в 1700 г. См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru