ЭЛЛАДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 2

Только по настоянию России европейская политика бездействия относительно того, что происходило на Балканском полуострове, кончилась: Россия, Англия и Франция, заключив между собой договор, потребовали от султана Махумуда II Адиля (1808–1839 гг.) прекратить бесчеловечную резню греков. Когда же он отказался выполнить это требование, союзники применили оружие. В 1827 г. произошёл Наваринский морской бой, в котором весь турецко-египетский флот за несколько часов был уничтожен союзным флотом России, Англии и Франции. Война 1827–1829 гг. с Турцией окончилась для России победоносно. Победа антиосманской коалиции и России в 1829 г. заставили Турцию подписать в Адрианополе мирный договор и признать независимость Греции. Признанные самостоятельными греческие провинции получили название Греческого (или Эллинского) государства. В его состав вошли Морея, Средняя Греция и некоторые острова. Таким образом, православные греки объединились вокруг своей церкви, сохраняя своё национальное сознание и сопротивляясь ассимиляции со стороны ислама. В ознаменование заслуг священнослужителей перед церковью и родиной в Афинах в 1974 г. был открыт памятник неизвестному священнику. Естественным следствием политического возрождения Греции было возникновение самостоятельной Элладской православной церкви. Епархии, вошедшие в состав нового государства, до начала восстания греков в 1821 г. находились в ведении Константинопольского патриархата. Через некоторое время стали раздаваться голоса, что в самостоятельном государстве должна быть и независимая церковь. К 1832 г., когда была формально признана независимость Греции, её территория составляла лишь небольшую часть современного государства. Она включала Пелопоннес, откуда собственно и началось освободительное движение, а также южную часть Балканского полуострова, вплоть до Арты и Волоса в качестве северных рубежей государства. В состав Греции тогда ещё не входило большинство островов, принадлежащих ей сейчас, включая Крит, Ионические острова, Додеканесский архипелаг. На освобождённой территории проживало лишь около трети греческого населения Османской империи того времени. События революции 1821 г. практически никак не повлияли на статус церкви на освобождённых территориях: она оставалась в полном каноническом общении с Константинопольским патриархатом как его неотделимая часть. Тем не менее, из-за продолжавшегося военного противостояния между Грецией и турецкой Портой, сообщение между церковью на освобождённых территориях и органами церковного управления в Константинополе было затруднено, что вскоре привело к возникновению проблемы восполнения вдовствующих архиерейских кафедр и осуществления церковного суда в последней инстанции. Как со стороны греческого правительства, так и со стороны церковных иерархов, чьи епархии вошли в новообразованное государство, предлагались различные решения данной проблемы. Все они сводились к тому, что та часть церкви Константинопольского патриархата, которая располагалась на освобождённой территории, должна получить независимость в управлении, которое на первых порах осуществлялось бы особым «Церковным комитетом», куда входили бы наиболее авторитетные архиереи. При этом вопрос о предоставлении Греческой церкви автокефалии не ставился, но, наоборот, подчёркивалась необходимость сохранения её связи с Константинопольским патриархом.

 



 
PR-CY.ru