ЭЛЛАДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 3

Эти же принципы легли в основу церковной политики прибывшего в Грецию в январе 1828 г. её нового правителя графа Иоанна Каподистрии (1776–1831 гг.). По оценке многих историков, Каподистрия, будучи верным чадом православной церкви, в своей церковной политике строго руководствовался канонической традицией церкви, относился к особенностям её администрирования с должным уважением и избегал в чем-либо ущемлять их. Кроме того, он, как бывший министр иностранных дел России (1816–1822 гг.), последовательно проводил в Греции пророссийскую политику, которая в отношении церковных вопросов состояла в сохранении целостности Константинопольского патриархата и была направлена против автокефальных тенденций, возникавших в церковных и политических кругах, находившихся под влиянием английской дипломатии. Тем не менее, после убийства Иоанна Каподистрии (он был убит при входе в храм св. Спиридона в Навплие 27 сентября 1831 г.) как политика Греции вообще, так и её церковная политика в частности резко изменили свой курс, подпав под влияние английской внешней политики. Согласно лондонскому протоколу 1832 г., Греция была преобразована в королевство, и первым её королём стал сын баварского монарха Людовика I Отон (1815–1867 гг.; королём был в 1833–1862 гг.). В 1833 г. он прибыл в Грецию, однако ему тогда было всего семнадцать лет, и до его совершеннолетия были назначены три регента государства: Армансберг, Маурер и Эйден. Профессор права Мюнхенского университета Георг Людвиг фон Маурер (1790–1872 гг.) в числе прочего получил в своё ведение церковные вопросы. Он, а также сторонник английской партии и в прошлом яростный противник Иоанна Каподистрии, архимандрит Феоклит (Фармакидис; 1784–1860 гг.), решили по-иному, чем Иоанн Каподистрия, распорядиться судьбой Греческой церкви. В марте 1833 г. была образована комиссия из семи членов, которая была призвана дать оценку церковной ситуации в Греции. Все члены комиссии подбирались тенденциозно и были сторонниками развития Греции по западной модели, навязывавшейся стране западноевропейскими государствами. Главным действующим лицом комиссии был Феоклит (Фармакидис). Эта комиссия созывалась для того, чтобы дать обоснование дальнейшим действиям правительства Греции, которые имели целью объявление автокефалии Элладской церкви. Поэтому она предоставила тенденциозные выводы о состоянии церкви в греческом государстве, предлагая в качестве единственного выхода из сложившейся ситуации объявление независимости церкви от Константинопольского патриархата. 15 июля 1833 г. в Навплие, где в то время находилась столица Греции, был созван Архиерейский собор, на членов которого со стороны правительства было оказано давление, направленное на принятие Собором решения об автокефалии. В результате этого, 23 июля Собором было принято «Провозглашение о независимости Греческой Церкви». Вслед за этим правительством было издано два декрета, которые дополнили «Провозглашение»: «О способе работы Синода» (15 августа 1833 г.) и «О временном разделении епархий Королевства» (20 ноября 1833 г.). Все эти документы (в первую очередь, «Провозглашение») не имели канонической силы и устанавливали антиканоничное самопровозглашение автокефалии или, как её ещё иногда называют в Греции, «какокефалии» (т.е. «злокефалии») Элладской церкви.

 



 
PR-CY.ru