ЭЛЛАДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 4

Тем не менее, правительство после рассмотрения проекта и решения Собора в Навплии объявило Элладскую православную церковь автокефальной. Современная историческая наука всё больше говорит о незаконности автокефалии Элладской церкви, инспирированной западноевропейскими государствами. В пользу этого приводится ряд исторических свидетельств. Так, например, греческий министр иностранных дел той эпохи Анастасий Лондос (1791–1856 гг.) писал в письме от 6 февраля 1850 г. греческому послу в Константинополе Петру Делияннису: «Правительства Англии и Франции немало заинтересованы в решении этого вопроса (автокефалии Элладской церкви) и желают из политических соображений видеть Греческую Церковь совершенно независимой от Константинопольского Патриархата». Несмотря на антиканоничность объявления этой автокефалии, Константинопольский патриархат не предпринял никаких мер против самопровозглашения Элладской церкви, как это случилось позже, например, с Болгарской церковью, а просто молча её проигнорировал. Исследователи называют несколько причин столь мягкого отношения Константинополя к незаконному объявлению автокефалии Элладской церкви. Одной из них были действия, предпринятые Россией по недопущению церковного кризиса на Балканах. Россия знала о планах греческого правительства относительно автокефалии  Элладской церкви, однако не вмешалась сразу. Лишь в 1833 г. она направила в Грецию своего посланника, Гавриила Катаказиса, родом грека, который должен был ослабить напряжённость в церковных отношениях между Константинополем и Грецией и предотвратить объявление Греческой церковью независимости. Когда Катаказис приехал в Грецию, автокефалия готовилась полным ходом, и русский посланник уже не мог предотвратить этот процесс, а мог только ослабить его. Он предпринял ряд конфиденциальных встреч с архиереями, которые должны были принимать участие в готовившемся Соборе, разъясняя им пагубные последствия, которые ожидают Элладскую церковь в результате разрыва с Константинополем и нарушения канонов церкви. Чтобы не допустить дальнейшей эскалации кризиса, Катаказис провёл ряд встреч с Константинопольским патриархом Константином I Мудрым (1830–1834 гг.), во время которых убеждал его не прибегать к крайним мерам в отношении Элладской церкви, потому что это было бы только на руку западным вдохновителям автокефалии, поскольку привело бы к разделению православного населения Балкан и ослабило бы в целом позицию православия в регионе. По всей видимости, доводы российского посланника были приняты, но противодействие Константинополя оказалось минимальным. Тем не менее, несмотря на все его усилия, автокефалия все же была объявлена. Состояние церковных дел в Греции, а также свои действия Катаказис описал в докладе на имя министра иностранных дел России графа Карла Васильевича Нессельроде (1780–1862 гг.). Таким образом, политика России в то время была направлена на поддержку позиции Константинопольского патриархата против инспирированных Западом автокефалистских тенденций в Греции. Поэтому и Константинопольский патриархат был заинтересован в распространении влияния России в регионе, за что, например, патриарха Константина I обвиняли в откровенном русофильстве.

 



 
PR-CY.ru