ИГНАТИЙ, Брянчанинов Дмитрий Александрович - Страница 23

Признавая большую роль светских властей в церковном управлении, Игнатий, тем не менее, считал недопустимым переход к ним полноты церковной власти, т.к. это, по его мнению, является признаком приближения антихриста. Свои взгляды на будущее России и Русской церкви Игнатий с большой осторожностью высказывал в частной переписке. По его словам, «России предназначено огромное значение». Российская империя однажды будет преобладать во вселенной. Для этого необходимо, чтобы её население соответствовало её пространствам. Неизбежные нападения врагов не смогут поколебать предначертаний Промысла и только заставят русский народ собраться с духом и самоутвердиться: все внешние препятствия будут, в конечном счёте, только способствовать укреплению и расширению его могущества. События истории, по мнению Игнатия, подтверждают это: «Пётр I пожаловал в Париж гостем в 1714-м году, а 1814-м пожаловала туда русская армия». Врагам России Игнатий отвечал в духе мессианских пророчеств времён Александра I словами второго псалма: «Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным». В своих выводах он опирался, в частности, на известное упоминание народа Рос в книге пророка Иезекииля, а также на толкование Андрея Кесанийского на главу 20 книги Апокалипсис. Однако мировое господство российского народа послужит тому, что именно он может стать «орудием гения из гениев» – антихриста, который осуществит идею всемирной монархии. Идея Третьего Рима и русского мессианства, по мнению Игнатия, обнаружит себя в будущем как эсхатологический Вавилон. В этих условиях единственным средством спасения становится прямое следование писаниям св. отцов и удаление от жизни гибнущего мира. Достоверных прижизненных изображений Игнатия исследователям известно немного, среди них – живописный портрет неизвестного художника середины XIX в. (Русский музей). Святитель изображён в сане архимандрита, в рясе, клобуке, с наперсным крестом с украшениями. Он представлен поколенно вполоборота влево, сидящим в кресле, обитом красным бархатом, правой рукой придерживает книгу на колене, левая с чётками вокруг запястья – на подлокотнике кресла, взгляд обращён на зрителя. Близкий по иконографии портрет (с книгой в руке и панагией на груди) был написан после назначения Игнатия на Кавказскую кафедру в 1857 г. Портрет святителя с другим разворотом головы, с панагией на груди и с тростью в левой руке, написан предположительно в середине – третьей четверти XX в. (его фотография экспонировалась в Московской духовной академии на выставке, посвящённой 100-летию со дня преставления святителя). Другой живописный образ из собрания Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии, как полагают исследователи, тоже выполнен к 100-летию кончины святителя – это погрудное фронтальное изображение в рясе и епитрахили, с панагией и крестом, без клобука, вокруг головы нимб (приписан позднее?); надпись: «Еп. Игнатiй Бр# нчанинов».

 



 
PR-CY.ru