«ИАКОВА ПОСЛАНИЕ» - Страница 11

Д. Нинхёйс попытался доказать, что «канонообразующую» роль сыграло именно «Послание Иакова», что оно было написано позже Первого Послания апостола Петра и не только содержит аллюзии на цитаты из текста и цитаты из него, но и в ряде случаев сохраняет последовательность его мыслей (ср.: о рассеянии в Иак. 1:1 и 1 Петр. 1:1; тема радости во время искушений в Иак. 1:2–3 и 1 Петр. 1:6–7; цитирование Ис. 40 в Иак. 1:10–11 и 1 Петр. 1:23–24; венец в Иак. 1:12 и 1 Петр. 5:4; рождение словом в Иак. 1:18 и 1 Петр. 1:23; отложить злобу в Иак. 1:21 и 1 Петр. 2:1–2; кротость в Иак. 3:13 и 1 Петр. 3:2, 4; плотские страсти в Иак. 4:1 и 1 Петр. 2:11; Бог гордым противится в Иак. 4:6–7 и 1 Петр. 5:5–6; смирение перед Господом в Иак. 4:10 и 1 Петр. 5:6). Некоторая связь прослеживается и с Первым Посланием Иоанна (ср.: Иак. 2:14–17 и 1 Ин 3:16–18; а также целиком главы Иак. 5 и 1 Ин. 5). Самое же заметное место, Иак. 3:13–4:10, по мнению Д. Нинхёйса, составлено из 1 Петр. 2:11–12; Рим. 7:23; 1 Ин. 2:15–16; Рим. 8:7; 1 Петр. 5:5–9. В настоящее время существует две крайние точки зрения по вопросу зависимости «Послания Иакова» и Послания апостола Павла. Одни исследователи категорически отрицают зависимость «Послания Иакова» от Посланий апостола Павла, поскольку, по их мнению, совпадения прослеживаются лишь в отдельных выражениях, а не в их последовательности. Эти совпадения могут быть случайными, поскольку апостолы Павел и Иаков обращались к одному источнику – Ветхому Завету (например, оба могли самостоятельно толковать Быт. 15:6, подобно тому как это делал автор 1 Макк. 2:51–52). Набор ветхозаветных цитат и аллюзий, которые они используют, в ключевых местах различается (например, при рассмотрении вопроса о вере и делах апостол Павел ссылается на Быт. 15:5, а апостол Иаков – на Быт. 22; автор «Послания Иакова» не использует Авв. 2:4 (ср.: Рим. 1:17; Гал. 3:11), но зато приводит пример блудницы Раав (Иак. 2:25), которого нет у Павла). Иной точки зрения придерживался Д. Нинхёйс, который, сопоставляя тексты, доказывал зависимость «Послания Иакова» от Послания к Римлянам (тема радости во время искушений в Иак. 1:2–4 и Рим. 5:3–4; вера и лицеприятие в Иак. 2:1, 9 и Рим. 2:11; о слушателях и об исполнителях закона в Иак. 1:22 и Рим. 2:13; о заповедях «не прелюбодействуй» и «не убивай» в Иак. 2:8–11 и Рим. 13:8–10 (ср.: Гал. 5:3, 13); об осуждении другого в Иак. 4:12 и Рим. 14:4; Авраам, оправдание и праведность в Иак. 2:21, 23 и Рим. 4:1–3). Хотя Евсевий Кесарийский и Кассиодор утверждали, что уже Климент Александрийский писал толкование на «Послание Иакова», в сохранившихся сочинениях Климента цитат из него нет (включая латинский перевод его толкования на Соборные Послания – «Adumbrationes in Epistulas Catholicas»; сохранились лишь толкования на 1 Петр., 1 Ин. и Иуд.).

 



 
PR-CY.ru