«ИАКОВА ПОСЛАНИЕ» - Страница 10

К Евангелию от Матфея и «Посланию Иакова» очень близко по содержанию «Дидахэ», в котором встречаются такие темы, как осуждение двоемыслия, Декалог (2:17), богатство и бедность (5:2), нелицеприятие (4:3), призыв к совершенству (6:2), практика исповеди (11:7; 14:2), учительство (13:2; 15:2), обличение лжеучителей (11:4–12; 12:3–5), Второе пришествие (10:6; 16). Согласно гипотезе Д. Лурмана, «Послание Иакова» и Послания апостолов Петра и Иоанна следуют в такой последовательности друг за другом в восточной традиции не из-за своей длины (хотя в древности часто систематизировали собрания текстов по количеству стихов), а по порядку упоминания этих апостолов в Гал. 2:9. Кроме того, замечено, что Соборные Послания начинаются и завершаются Посланиями, написанными сродниками Христа по плоти – «Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа» и «Иудой, рабом Иисуса Христа, братом Иакова». Р. Уолл предположил, что «Деяния святых апостолов», помещаемые обычно в списках канонических книг и в рукописях между Евангелиями и Посланиями, служат ориентиром для правильного прочтения Соборных Посланий и оценки их значимости для всей церкви. Наименование «Соборные», скорее всего, отражает главную цель собирания этих Посланий – утверждение христианского канона Писания. Хотя уже у Леонтия Византийского встречается мнение, что это название было дано им потому, что они были адресованы не конкретной общине (как Послания апостола Павла), а всем христианам; изначально определение «Соборные» (кафолические) указывало на их «каноничность» или «православие». Действительно, универсальными с формальной точки зрения исследователи считают только Второе Послание Петра и «Послание Иуды», тогда как «Послание Иакова» адресовано 12 коленам в рассеянии, Первое Послание Петра – церкви в Вавилоне, Второе и Третье Послания Иоанна – конкретным лицам, а Первое Послание Иоанна вообще оставлено без адресата (хотя Августин Блаженный приводит его с указанием адресата – «к парфаням», в которых иногда видят не христиан, живших за пределами Римской империи, а искажённое греческое слово «девственники», т.е. аскеты). По мнению Д. Тробиша, Соборные Послания появились в качестве канонического сборника в середине II в. в Риме как противодействие распространению ереси Маркиона, отрицавшего богодухновенность Ветхого Завета и перетолковывавшего Послания апостола Павла на свой лад. Причём целью их собирания была гармонизация «Павлова» и «не-Павлова» богословия.

 



 
PR-CY.ru