ИОАНН ГЛИКА - Страница 4

По немногим рукописям исследователям известны распевы Иоанна Глики для входного песнопения «Свыше пророцы» на первый глас для кондака и икоса усопшим «Со святыми» четвёртого плагального гласа и «Сам Един еси Безсмертный» первого гласа и для песнопения Полихронион на первый глас. Иоанн Глика написал ряд кратим: второго гласа (Библиотека Академии Наук Российского археологического института в Константинополе), две первого плагального гласа – с названием «великого примикирия», четвёртого плагального гласа (Библиотека Академии Наук Российского археологического института в Константинополе), второго плагального гласа (Библиотека Академии Наук Российского археологического института в Константинополе, 1649 г.; в транскрипции Хурмузия), второго плагального гласа, четвёртого плагального гласа для стихиры на Рождество Иоанна Предтечи «Подобает Иоанну благовоние» (Российская национальная библиотека), краткая кратима четвёртого плагального гласа, поющаяся в конце каждой службы, на четвёртый глас для песнопения «Егда ко кресту», пролог четвёртого плагального гласа «И князи собрашася» (Пс. 2:2). Согласно анализу Э. Уильямса и К. Трёльсогра, мелодический стиль кратких и пространных песнопений Иоанна Глики значительно различается. Мелодическое движение в кратких песнопениях более плавное, а в пространных песнопениях нередки скачки, большая часть которых на кварту, но встречаются и на квинту и сексту, реже на септиму и октаву. Исследователи также отмечают, что Иоанн Глика сочинял несколько калофонических мелодий на один и тот же стих (например, для Пс. 2 на вечерне), в то время как Иоанн Кукузель, Ксен Коронис и другие мелурги составляли мелодические композиции из нескольких псалмовых стихов. Кроме того, по стилю мелодии Иоанна Глики более просты, чем мелодии его учеников и последователей; исследователе это объясняют тем, что творчество Иоанна Глики представляет собой более ранний этап развития калофонического стиля. На основе данных певческих рукописей исследователи предполагают, что Иоанн Глика был не только мелургом, но и автором текстов нескольких пятнадцатисложников, например, умилительной матимы «Трезвися, душе моя грешная, и блюди житие» на второй плагальный глас. Исследователям известны несколько учебных песнопений Иоанна Глики: «Господи, помилуй» по гласам (Библиотека Академии Наук Российского археологического института в Константинополе), осмогласник Протеории (называемый также методом метрофонии) «Господи, благослови» (Российская национальная библиотека), стихи Протеории «Господи Иисусе Христе, Боже наш» по гласам (Российская национальная библиотека). Иоанн Глика является автором двух или трёх теоретических руководств типа «Исон, олигон, оксия, петасти, вария» для изучения мелодических формул, где каждая невма даётся в сочетании с другими знаками (Российская национальная библиотека). Мануил Хрисаф высоко оценил этот труд Иоанна Глики, как и подобные работы его учеников Иоанна Кукузеля и Ксена Корониса. Иоанну Глике также приписывается создание трактата, посвящённого ладовой системе октоиха, в том числе так называемых серединных гласов (например, Российская национальная библиотека, XVII в.). Определение «протопсалт» для раннепалеологовской эпохи, когда уровень всех искусств был особенно высок, свидетельствует о певческом таланте Иоанна Глики и о его успешном служении на клиросе. Неудивительно, что его сочинения исполнялись в течение многих веков и стали источником творчества последующих мелургов, а имя Иоанна Глики причислено к именам ряда великих музыкантов последних восьми веков.



 
PR-CY.ru