ИОАНН ГЛИКА - Страница 2

Наиболее известные матимы Иоанна Глики: стихиры Симеону Столпнику «Мощей твоих рака» второго гласа, апостолу Иоанну Богослову «Реки богословия» первого гласа, Димитрию Солунскому «Истины необоримый воин» четвёртого плагального (восьмого) гласа и «Веселися в Господе граде Фессалоники» первого гласа, апостолу Иоанну Богослову «Реки богословия» первого гласа и Николаю Мирликийскому «Святителей удобрение» второго плагального (шестого) гласа, пятнадцатисложник на 1 сентября «Ты мое прибежище крепкое» на второй глас, матима в Неделю сыропустную «Седе прямо» на второй плагальный глас, херувимская Великой субботы «Да молчит всякая плоть» на первый плагальный (пятый) глас, причастен Великой субботы «Восста яко спя Господь» на второй плагальный глас, ирмос Пасхи «Светися, светися» первого гласа, стихира Пасхи «Воскрес Иисус от гроба» второго плагального гласа, причастен Пасхи «Тело Христово» на третий глас и на первый плагальный (пятый) глас, стихира Пятидесятницы «Днесь благодать» второго плагального гласа, богородичен второго гласа «Милости Источниче» («Моление тёплое») и др. Эти произведения представлены в сборниках разных типов: в «Аколуфии», в «Пападики» второй половины XIV в., конца XV – начала XVI в., первой половины XV в., первой половины XVI в., второй половины XVI в., конца XVI в., конца XV – начала XVI вв., конца XVII – начала XVIII вв.; в «Матиматарии-Энколпионе» конца XV – начала XVI в.; в «Пападики-Матиматариях»; в «Матиматариях-Кратиматариях»; в «Эортологарии» конца XV в.; в «Анфологиях» начала XVI в.; в «Анфологии-Пападики» первой половины XVI в.; в «Анфологиях-Матиматариях» последней четверти XVI в.; в «Анфологии-Анастасиматарии» начала XVII в. и в более поздних сборниках. Иоанн Глика также распел неизменяемые песнопения вечерни, утрени и литургии. Для вечерни это аниксандарии (стих «Отверзшу Тебе руку» (Пс. 103:28б) на четвёртый плагальный глас, первая треть XVII в. и калофонические стихи первой кафизмы «Вскуе шаташася» и «Упасеши я» (Пс. 2:1, 9) на четвёртый плагальный глас, первая половина XV в. Из песнопений утрени Иоанну Глике принадлежат непорочны Великой субботы и на погребение мирян: вторая статия «Руце Твои сотвористе мя» на первый плагальный глас (середина XIV в., первая половина XVI в., вторая половина XVI в.), стихи на второй, третий, первый плагальный, второй плагальный, четвёртый плагальный гласы (начало XV в., первая половина XV в., конец XVI – начала XVII вв., начала XVII в.), с ремаркой «древнее». Иоанн Глика распел различные версии полиелея. В составе фессалоникийского полиелея «Раби Господа» исследователям известны стихи с мелосом Иоанна Глики «И память Твоя в род и род» и «Подобни им да будут творящие я» на первый глас. Первый из этих стихов часто встречается с ремаркой «болгарский» (последняя четверть XVII в.). В некоторых списках указана альтернативная атрибуция: «Другие говорят: магистра Кукузеля» (конец XVII – начало XVIII вв.).

 



 
PR-CY.ru