Словарь по христианству И ИННОКЕНТИЙ XII

ИННОКЕНТИЙ XII

ИННОКЕНТИЙ XII (Антонио Мария Пиньятелли дель Растрелло) – папа Римский с 12 июля 1691 г. по 27 сентября 1700 г. Родился 13 марта 1615 г. в княжеской семье, в замке Спинаццола (на юге Италии, в Апулии), принадлежал к одному из старинных и влиятельных аристократических родов Неаполитанского королевства. Отец – Франческо Пиньятелли, маркиз ди Спинаццола, мать – Порция Карафа, княгиня ди Минервино, дочь герцога Андрийского Фабрицио Карафы. Получив начальное образование под руководством иезуитов, Антонио Пиньятелли продолжил учёбу в иезуитской Римской коллегии (впоследствии Григорианский университет) и окончил её со степенью доктора гражданского и канонического права, затем вступил в Орден св. Иоанна Иерусалимского. В 1643 г. стал прелатом католической церкви. В том же году папа Урбан VIII (1623–1644 гг.) назначил его референдарием Верховного суда апостольской сигнатуры и сигнатуры милости. В августе 1643 г. Антонио Пиньятелли был отправлен вице-легатом в герцогство Урбино (с 1631 г. в составе Папского государства) и находился там до января 1644 г. Папа Иннокентий X (1644–1655 гг.) в 1645 г. назначил Антонио Пиньятелли губернатором г. Фано в области Марке в Папском государстве, а в 1646 г. в должности инквизитора направил на Мальту, где тот служил в качестве инквизитора до февраля 1649 г. С 11 апреля 1650 г. – губернатор Витербо. 14 октября 1652 г. был назначен архиепископом Лариссы (Фессалия). Епископскую хиротонию в римской церкви св. Игнатия 27 октября 1652 г. провёл кардинал Марко Антонио Франчотти, бывший епископ Лукки. С 26 октября 1652 г. – папский нунций во Флоренции; с 21 мая 1660 г. – нунций при короле Польши и великом князе Литовском Яне II Казимире Вазе (1648–1668 гг.). Исполнял обязанности нунция в Речи Посполитой до 1668 г. Как нунцию ему пришлось принимать меры для преодоления внутреннего раскола в Ордене василиан. В 1661 г. Супрасльский капитул избрал протоархимандритом Ордена администратора униатской Киевской митрополии епископа Гавриила Коленду, а собравшийся тогда же Тороканский капитул в третий раз избрал протоархимандритом Бенедикта Терлецкого, а после его кончины в конце 1661 г. – епископа Холмского Иакова Сушу. Антонио Пиньятелли способствовал примирению Гавриила Коленды и Иакова Суши на Соборе униатской церкви в Жировичах (1663 г.). В 1665 г. при поддержке нунция Гавриил Коленда был поставлен Киевским униатским митрополитом. По решению папы Римского Александра VII (1655–1667 гг.) в мае 1665 г. должности протоархимандрита василианского Ордена и митрополита Киевского больше не могли совмещаться, а результаты выборов, проводившихся на предыдущих капитулах, были отменены. Предписывалось провести новый капитул, на котором выборы главы Ордена василиан должны были проходить под наблюдением папского нунция Антонио Пиньятелли. Однако члены Ордена вновь избрали на должность протоархимандрита Гавриила Коленду. Антонио Пиньятелли, объявив результаты выборов недействительными, потребовал собрать орденский капитул в марте 1667 г. и избрать на нём главой Ордена простого монаха. Тем не менее, на капитуле в Бресте-Литовском (ныне Брест, Беларусь) василиане вновь избрали митрополитом Гавриила Коленду, подчеркнув, что в сложившейся ситуации это более полезно для василианского Ордена и униатской церкви в целом. Епископ Иаков Суша (как и другие епископы) выступил на стороне Гавриила Коленды. Антонио Пиньятелли был вынужден согласиться с избранием униатского митрополита протоархимандритом Ордена василиан. Как папский нунций в Речи Посполитой он принял участие в переговорах о продолжении канонизационного процесса бывшего униатского архиепископа Полоцкого Иосафата Кунцевича (беатифицирован Римско-католической церковью в 1643 г.). В 1663 г. Антонио Пиньятелли был привлечён к проекту распространения унии среди православных Речи Посполитой, однако инициатива провести в октябре того же года встречу с православными (состоялась в Белой Церкви, где тогда находилась ставка польского короля Яна II Казимира) принадлежала примасу Польши и канцлеру Речи Посполитой Николаю Пражмовскому, католическому архиепископу Гнезненскому. Обсуждавшиеся на этой встрече условия достижения церковного единства стали известны Антонио Пиньятелли значительно позже. После избрания на папский престол Климента IX (1667–1669 гг.) Конгрегация пропаганды веры 23 июля 1667 г. направила православным епископам, представителям братств и польской шляхты 13 посланий с призывом к примирению и церковному воссоединению.

 



 
PR-CY.ru