ИННОКЕНТИЙ X - Страница 5

Однако в 1648 г. на Украине началось казацкое восстание под руководством Богдана Хмельницкого. В том же году скончался польский король Владислав IV, и все переговоры между православными и униатами были прекращены. Хмельницкий ставил вопрос не о примирении православных и униатов, а о полной ликвидации унии с Римом (об этом гетман заявлял в письме новому польскому королю Яну II Казимиру). Пункты об упразднении унии содержались в Зборовском договоре, который Ян II Казимир был вынужден заключить 8(18) августа 1649 г. с казаками и их союзником крымским ханом (ратифицирован сеймом Речи Посполитой в январе 1650 г.). Также, согласно этому договору, все должности и чины в Киевском, Черниговском и Брацлавском воеводствах король обещал давать только дворянам православной веры, а иезуиты должны были покинуть Киев и другие города, где имелись русские школы. Нунций Дж. ди Торрес не только подробно информировал Иннокентия X о казацких волнениях и антикатолических требованиях Хмельницкого, но и сумел настроить против упразднения унии ряд влиятельных сенаторов Речи Посполитой. Он обратился к папе с просьбой оказать влияние на королевское правительство с целью не допустить уничтожения унии. Об этом же в двух посланиях от 5 января 1650 г. просил Иннокентия X униатский митрополит Антоний (Селява). Папа, поздравляя Яна II Казимира с заключением мира с казаками, убеждал его не утверждать документов, содержащих уступки, которые он был вынужден сделать в вопросах веры, и настоятельно просил польского короля защитить униатскую церковь в Речи Посполитой. В итоге польская сторона фактически отказалась от выполнения статей Зборовского договора, касавшихся упразднения унии. Король и сенаторы ссылались на то, что они не властны над униатской церковью, которая полностью подчиняется Римскому папе. Военные неудачи казаков позволили на время снять вопрос о ликвидации унии в Речи Посполитой, но в результате воссоединения Украины с Московским государством по итогам Переяславской рады 1654 г. уния была упразднена на подконтрольной казакам Хмельницкого территории. Униатские церковные структуры были полностью ликвидированы и в Смоленском крае, возвращённом русскому царю Алексею Михайловичу. Но в оставшихся под властью польского короля украинских и белорусских областях униатские церковные структуры сохранялись. В понтификат Иннокентия X удалось привлечь к унии с Римом часть православных Закарпатья. Православный Мукачевский епископ Василий (Тарасович) с 1633 г. вёл переговоры с представителями Римско-католической церкви о возможности заключения унии. К этому епископа побуждало сложное положение Мукачевской епархии, после того как фактическим хозяином Закарпатской Руси стал Трансильванский князь Дьёрдь Ракоци, приверженец протестантизма. Причинами конфликта князя и епископа стали как распространение в Закарпатье протестантизма, так и притязания князя на земельные владения Мукачевской кафедры. В 1642 г. Ракоци изгнал епископа Василия (Тарасовича) и поставил на кафедру Иоанна (Юсько), решительного противника унии с Римом (управлял епархией в 1643–1645 гг.). В изгнании Василий (Тарасович) в 1642 г. в Вене в присутствии императора Фердинанда III, его семьи и папского нунция произнёс исповедание католической веры. В следующем году Ракоци, поднявший восстание против императора, захватил бывшего Мукачевского епископа в плен. В 1645 г. Василий (Тарасович) вернулся в православие и был освобождён из плена, после чего управлял Мукачевской епархией до кончины в 1651 г. Он продолжил деятельность по подготовке унии, ему помогали монахи-василиане Парфений Петрович и Гавриил Косовицкий из Галиции. 24 апреля 1646 г. в замке в Унгваре (ныне Ужгород) при поддержке владелицы замка и её брата Эгерского католического епископа Дьёрдя Якушича была заключена уния, в соответствии с которой Мукачевская православная епархия перешла в греко-католичество (в 1780 г. униатская Мукачевская кафедра перенесена в Унгвар с сохранением прежнего названия). С православной стороны унию заключили 63 священника (при общем числе священнослужителей епархии около 600 чел.). Епископ Василий (Тарасович) к унии не присоединился, но перед смертью призвал клириков Мукачевской епархии избрать на кафедру униата Парфения Петровича. Епархиальный Собор, в котором приняли участие 370 священников (как униатов, так и православных) избрал Петровича на Мукачевскую кафедру. Однако для епископской хиротонии новый епископ направился не к униатским или католическим, а к православным иерархам Трансильвании. Из Рима подтверждение епископского сана и назначение на кафедру Петрович получил после кончины Иннокентия X от нового папы Александра VII. См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru