Словарь по христианству И ИЕРОНИМ Стридонский, Иероним Блаженный

ИЕРОНИМ Стридонский, Иероним Блаженный

ИЕРОНИМ Стридонский, Иероним Блаженный (Евсевий Софроний; около 330/350 – около 420 гг.) – великий христианский писатель, богослов и деятель церкви, составитель Вульгаты. Наряду с виднейшим представителем западной патристики Аврелием Августином (354–430 гг.), толкователем Священного Писания Амвросием Медиоланским (около 340 – 397 гг.) и папой Римским Григорием I Великим (около 540 – 604 гг.) считается святым Отцом и Учителем Западной церкви, чья лингвистическая любознательность и беспокойная жизнь предрасположили его к роли посредника между античной и христианской культурами. Приобщившись в Риме к латинской культуре, Иероним бежал от соблазнов столичной жизни к аскетам Галлии, довёл в Антиохии до совершенства свои познания в греческом языке, а в уединении сирийской пустыни обучился также древнееврейскому языку. Родился он в христианской семье благородного происхождения, принадлежащей, как полагают исследователи, к классу богатых откупщиков, в г. Стридоне, на границе римских провинций Далмации и Паннонии (его родной город ещё при его жизни около 378 г. разрушили готы). Иероним так впоследствии писал о себе: «Я вскормлен на католическом молоке с самой своей колыбели и был тем более предан церкви, что никогда не был еретиком». Начальное образование он получил дома, а для его завершения отправился в Рим, где под руководством знаменитых учителей (Доната, Мария Викторина Арфа и др.) получил классическое античное образование. Этот большой город встретил провинциального юношу множеством искушений, и позже Иероним со стыдом признавался, что «во время скользкого странствования своей юности» вёл в Риме нечистую жизнь. Но постепенно преодолел все соблазны и в 366 гг. принял крещение от папы Либерия (352–366 гг.). Из Рима вместе со своим другом Бонзом он отправился в путешествие по Рейну и Галлии, в 370–373 гг. посетил Трир и Аквилею, где увлёкся монашеской стезёй. Он так писал позже о своём душевном переломе: «Ты Сам ведаешь, Господи… как после учения в Риме, на полуварварских берегах Рейна, когда мы с ним (Бонзом) делили пищу и кров, я первый восхотел чтить Тебя». С этого времени Иероним всецело посвятил себя аскетическим подвигам, молитве и духовным делам. Какое-то время он ещё прожил в Риме, много времени проводя в Аквилее, где его друзья образовали небольшой монашеский кружок, но потом решил отправиться на Восток, чтоб отшельничеством очиститься от грехов юности. Его отъезд из столицы был для многих неожиданным; многие решили, что это было бегство или ссылка. Но сам Иероним в письме к римскому архиепископу Дамасу писал: «И не думай, что это был чей-нибудь приговор относительно меня (жить в пустыне), я сам решил сделать то, чего заслужил». Из четырёх его спутников двое умерли в Антиохии, двое других пали духом и вернулись в Венецию. Сам Иероним тоже долго был болен, но не изменил своих намерений. После выздоровления, изучив греческий язык, он поселился в Халкидонской пустыне, где провёл пять лет в суровом отшельничестве и учёных занятиях, посвящая большую часть времени изучению Священного Писания. В это время Иероним писал житие египетского отшельника Павла, которое принесло ему широкую известность, и комментарий к книге пророка Авдия, для чего ему пришлось изучить еврейский язык, что далось ему нелегко. Иероним вспоминал позже: «Какого это мне стоило труда, сколько я преодолел затруднений, сколько раз отчаивался, бросал, начинал снова… но, благодаря Бога, теперь я пожинаю сладкий плод горьких семян науки…» Свободное владение тремя языками (еврейским, латинским и греческим) сразу выделило его среди тогдашних церковных авторитетов Запада, потому что среди них подобная филологическая осведомлённость была редчайшим явлением. Тогда же Иероним перевёл с греческого на латинский язык (внеся в неё обширные дополнения) историческую хронику епископа Кесарии Палестинской Евсевия Памфила (около 263 – 340 гг.) по всемирной истории, которая и по сей день имеет большое значение при изучении древности. Жизнь Иеронима в Халкидоне не была только кабинетным затворничеством; приходилось много работать и физически. Он писал в одном из писем: «Ежедневно руками своими и собственным потом стяжаем пропитание себе, помня написанное апостолом: «Кто не работает, путь не ест»».

 



 
PR-CY.ru