ИОАНН ДАМАСКИН, Мансур - Страница 3

Легенда гласит, что, видя его непреклонную суровость, Богородица явилась однажды наставнику в ночном видении и сказала: «Зачем ты заграждаешь источник, могущий источать сладкую и изобильную воду? Не препятствуй источнику течь. Пусть жаждущие стремятся к этой воде». Старец смутился и больше не запрещал Иоанну писать (поучительный пример того, чью волю надо исполнять, прежде всего, – Божью или человеков.). С этого времени Иоанн Дамаскин постоянно трудился над составлением книг и песнопений. Церковная традиция считает его плодовитым гимнографом, за что он был прозван «Златоструйным». Она приписывает ему сочинение свыше 60 богослужебных поэтических гимнов – канонов, поныне звучащих в православных храмах, а также энкомиев – «похвальных слов» святым. Иоанну Дамаскину приписывают авторство многих песен в знаменитом «Октоихе» – восьмигласнике для воскресной службы, который ещё при его жизни был принят по всему Востоку (а после его смерти также и на Западе). «Октоих» произвёл перемену в церковной службе, придав ей большую определённость и единообразие. Кроме этого Дамаскин писал жития, составлял праздничные «слова» и молитвы, излагал догматы веры и комментировал непонятные места в богословии. Продолжал он писать и против еретиков, особенно иконоборцев, составил «Руководство» – объяснение важнейших богословских выражений, неправильное понимание которых в древности было причиной ересей, а также несколько небольших сочинений по догматике. Среди них: «Книга о православном образе мыслей», «О святой Троице», «О Трисвятом», «Об образе Божьем в человеке», «О природе человека», «Элементарное введение в догматику» и др. Большой известностью пользовались проповеди Иоанна Дамаскина. Он много сделал для исправления богослужения, пересмотрев и дополнив устав иерусалимского монастыря Саввы Освященного. Наконец, он был первым, кто изложил в стройном систематическом порядке богословское учение православной церкви. В 735 г. Иерусалимским патриархом Иоанном V (706–735 гг.) он был рукоположен в пресвитеры. В конце жизни Иоанн Дамаскин вернулся в лавру Саввы Освященного, где и скончался в глубокой старости. Иконоборческий собор 754 г., созванный по инициативе сына Льва III Исавра Константина V Копронима (741–775 гг.), проклял ненавистное имя «злоимённого Мансура, мыслящего по-сарацински, сочинителя лжи.., превратно толковавшему Божественное Писание, оскорбителю Христа и злоумышленнику против империи». Но VII Вселенский собор, собравшийся в Никее в 787 г. и осудивший иконоборчество, высоко оценил его деяния, назвав Иоанна Дамаскина «глашатаем истины», прославил его как защитника чистоты учения церкви, завещав «вечную память». По вполне понятным причинам литературная продукция иконоборцев почти полностью утрачена (из-за их окончательного поражения), зато хорошо сохранились произведения иконопочитателей. Труды Иоанна Дамаскина до сих пор остаются ценным материалом по христианской догматике и ересиологии. Его главная работа – «Источник знания (ведения)» – остаётся непревзойденным курсом догматического богословия. Не стремясь к новым построениям (по причинам верности традиции), Иоанн Дамаскин тщательно и любовно собрал и систематизировал всё главное, что установили церковные Соборы и чему учили величайшие богословы. Книга написана им в конце жизни; она даёт полное и ясное изложение православных догматов; служила образцом для богословов не только восточных, но и западных. Даже труды наиболее авторитетного философа и теолога Средних веков Фомы Аквинского (около 1224 – 1274 гг.) являются зачастую переделками богословия Иоанна Дамаскина. Книга состоит из трёх частей (разделов): 1. «Диалектика, или 68 философских глав» (по сути – философское введение) представляет собой философскую пропедевтику, излагает, главным образом, онтологию Аристотеля; 2. «Книга о ересях» («Против ересей») даёт сведения о более чем ста еретических течений с прибавлением сообщений об исламе и иконоборчестве; 3. «Точное изложение православной веры» является образцом систематического изложения святоотеческого богословия по нескольким рубрикам: о Боге (книга 1); о творении и Промысле (книга 2); о Боговоплощении (книга 3); христология, мариология, иконология; хамартиология; эсхатология (книга 4).

 



 
PR-CY.ru