ИОАНН ДАМАСКИН, Мансур - Страница 4

Это – свод догматических воззрений, развитых Соборами и виднейшими Отцами церкви, особенно «каппадокийцем» Григорием Богословом (329–389 гг.) и Псевдо-Дионисием Ареопагитом; в книге последовательно рассмотрены учения о Боге, Троице, сотворении мира, ангелах и бесах, видимой природе и рае, о человеке, его свойствах и Божьем провидении. В философии Иоанн Дамаскин – последовательный антиплатоник, тяготеющий к аристотелизму (особенно в логике и гносеологии). Он утверждал, что никакая природа не существует, помимо ипостаси, и индивидуализация – это единственно возможная форма бытия. В учении о категориях он опирается на Аристотеля и неоплатоника Порфирия. Вслед за Ареопагитом Иоанн Дамаскин говорит о непостижимости Божьей, которая есть единственное из Его постигаемых свойств. В изложении троичного догмата он следует за Григорием Богословом: Бог един, но в Нём неслитно соединяются и нераздельно разделяются три ипостаси, так что Троичность раскрывается в нераздельности Единого существа, поскольку каждая ипостась «едина с другими не менее, чем с Самою Собой». Различие никогда не переходит в рассечение, поскольку ипостаси Бога не только подобны, но и тождественны по существу. Различие их свойств («особенностей») обозначается только в существенном единстве Божественной жизни. Бог есть «единая простая сущность в Трёх совершенных ипостасях». В каждой из них равно и тождественно содержится вся полнота Божественного естества. Происхождение Второй и Третьей ипостасей от Первой не вносит никакого деления или распределения в полноту Божественной Личности. Нельзя представлять дело так, что Отец, рождая Сына, уделяет ему какую-то часть Своего существа. Нет – всё, что имеет Отец, имеет в Себе и Сын, имеет и Дух. Божество не распадается на ипостаси, не распределяется по ним, но в каждой из них присутствует во всей Своей полноте. Различие ипостасей между собой не относится к самой их сущности, но обозначает только образ их взаимного отношения. Однако эти соотносительные свойства не случайны, а отражают само бытие каждой из ипостасей. Безначальный Отец есть вневременное начало Второй и Третьей ипостасей. Сын и Дух Святой происходят от Отца, но не одинаковым образом. Вторая ипостась рождается от Первой, и сам факт этого рождения таинственным образом связан с «исхождением» Святого Духа. О том, чем различаются «рождение» и «исхождение», человеку не дано знать. Рождение не есть творение (которое есть дело воли) – оно происходит «не по хотению» Отца, а в силу естественной производительности Божества. Божественное рождение не только безначально, но и нескончаемо, – оно выше всякого изменения и возникновения. Изъясняя природу Святого Духа, Иоанн Дамаскин писал, что Дух есть как бы сияние, проявляющее сокровенную благость Отца и возвещающее Слово. Иначе говоря, как при произнесении слова мы производим дыхание, так и при рождении Слова Отцом исходит Дух. Это, в свою очередь, указывает на неразрывную связь между Сыном и Духом: они неотделимы друг от друга; пока происходит «речение» (рождение) Слова, будет длиться и исхождение Духа. Творение Иоанн Дамаскин понимал как действие Божественного произведения, которое ведёт к существованию того, чего не было. Отец говорит мыслью, которая исполняется через Слово. Причина творения – в благости Божьей. В Боге от вечности существуют образы и планы того, что будет Им совершено. Эти образы есть мысли Божьи о каждой вещи.

 



 
PR-CY.ru